Кто что делает на киносъемках
Что происходит на съемочной площадке
Говоря про успешный фильм, мы чаще всего вспоминаем его режиссера, исполнителей главных ролей и — в исключительных случаях — автора сценария. Однако в действительности успех картины зависит от нескольких десятков человек, работу которых зритель принимает как должное, а чаще всего и вовсе не замечает. Мы попросили рассказать о задачах звукорежиссеров, продюсеров, гримеров и вторых режиссеров кураторов соответствующих факультетов Московской школы нового кино.
ВТОРОЙ РЕЖИССЕР
Галина Стрижевская
куратор факультета вторых режиссеров МШНК
Второй режиссер — это человек, который находится на нейтральной территории между бюджетом и творчеством. Его задача — грамотно и адекватно найти выход из любой ситуации в кинопроизводстве. В двух словах сложно сказать, чем занимается второй режиссер. Он занимается всем.
Второй режиссер активно участвует в подготовке картины — от полного разбора сценария по производственным составляющим до общения с каждым членом группы, донесения до него, что от него нужно в конкретный момент времени. После хорошей подготовки он выходит на площадку и, как по нотам (заранее написанным), дирижирует площадкой. Чтобы все было подготовлено вовремя по художникам и реквизиту, актеры были одеты и загримированы, были отрепетированы сцены актеров с режиссерами, был довольный оператор, который хорошо поставил свет... И так, сцена за сценой, большой командой снимается кино.
В МШНК на факультете вторых режиссеров мы учим всем основам производства, разбираем частные случаи ведения площадок и практикуем профессию — как в планировании и подготовке, так и на площадках.
ОПЕРАТОР
Олег Лукичев
руководитель операторской лаборатории МШНК
Оператор — первый друг и соратник режиссера на съемочной площадке. Тот, на ком режиссер проверяет свои гениальные идеи, тот, кто отвечает за работу всех художественных департаментов: реквизит, костюм и декорации. Ведь кинокадр складывается из костюма актера, из декорации, на фоне которой он снимается, и из реквизита, которым обставлен кадр. Все взаимосвязано — вот почему оператор за все в ответе.
Один оператор без режиссера картину не спасет. Если режиссер слабый, то даже самые прекрасные картинки не помогут, а, наоборот, без смыслового наполнения будут раздражать еще больше. Распространено мнение, что операторы — мрачные, необразованные, слепые и ни в чем, кроме своих железок, не разбирающиеся люди. Но это не совсем так. Мы умеем рассуждать, думать и создавать прекрасные и тонкие вещи.
Я хочу, чтобы студенты в первую очередь научились думать и чувствовать, имели свой, присущий только им взгляд на прекрасное. Хочу, чтобы операторы, заканчивающие нашу школу, были не просто ремесленниками, обученными различным техническим знаниям, а в первую очередь художниками, способными донести до зрителя свои мысли.
ЗВУКОРЕЖИССЕР
Филипп Сиковский
куратор факультета звукорежиссуры МШНК
Российское и западное кино отличается, в частности, тем, что в России на звук выделяется 2–3% бюджета фильма, а на Западе бюджет звука может превышать 50%. У нас работает один-два человека, а там — целые организации, огромные продакшен-компании.
Когда денег мало, то звук стараются писать с площадки. Это, конечно, не является качественным подходом, хотя многое зависит от содержания — документальный фильм или художественный, драма или фантастика, где должны быть спецэффекты и атмосфера.
Когда доходит до саундтрека, до подбора музыки, то у нас обычно находят не известных композиторов, а тех, кто хочет продать свои треки. Либо берут известную группу — и фильм выстреливает за счет нее, либо наоборот — группа выстреливает за счет фильма. Такой взаимозачет.
На Западе симфоническую музыку записывают оркестры в голливудских студиях. Это огромная работа, полный караул. У нас же обычно это делают дома люди, у которых есть компьютер и миди-клавиатура. Этим российский звук тоже отличается от западного.
Звуки в кино записываются совсем не так, как привыкли думать зрители. Человек слышит звук, но не знает, откуда он. Один из старых примеров — как озвучивали бои фильмов Джеки Чана и Брюса Ли. Ведь при ударе по телу нет такого звука. Там брали резиновый молоток и били по тушке мяса, и эти шлепки подкладывали под удары. Когда человек смотрит фантастику, он не всегда понимает, что слышит. Например, рычание дракона может быть смодулировано из рычания животных, которые существуют в реальности, — тигров, львов, крокодилов.
Даже в сценах в космосе нужен интершум, хотя там безвоздушное пространство, нет звука. Но шум всегда прокладывается, потому что иначе получится звуковая яма. Если в кинотеатре пропадает интершум, зрителю даже может стать некомфортно. Всегда прокладывается шум, незаметный для человека, — как звук пленки.
В школе мы в первую очередь изучаем, что такое вообще звук, то есть законы физики. Без понимания этих вещей сразу складывается неправильное мышление о создании звука и работы с ним. Что касается кино — стараемся раскрыть шире сознание человека, чтобы он умел звук разбирать в 3D-модели, по частям. Звукорежиссер должен уметь разобрать картинку на части и правильно собрать, чтобы зрителю было приятно. Этому мы и учим. Еще — программное обеспечение, оборудование, психология звука, как заставить человека им наслаждаться. Но начинается все с законов физики.
ГРИМЕР
Екатерина Шахворостова
Многие считают, что для того, чтобы работать художником-гримером в кино или на телевидении, достаточно закончить курсы парикмахеров или визажистов, уметь хорошо стричь, укладывать волосы, делать стильный макияж. Увы, это не совсем так. Во-первых, во всех отраслях есть свои особенности. Во-вторых, суть профессии художника-гримера заключается не в том, чтобы из дурнушки сделать красавицу, а в том, чтобы разработать образы в соответствии со сценарием, временем действия, этикой, эстетикой и общей стилистикой кинокартины, телесериала или телепередачи.
При этом художником-гримером должны учитываться такие специфические требования, как свет, качество пленки или технические характеристики камеры и многое другое.
Красоту, если это понадобится, мы и так создадим, но бывают вещи и поважнее. Как, например, изменить грим актрисы, чтобы в начале фильма она вызывала жалость, а в конце восхищение? Или как, с помощью каких методов и технологий незаметно состарить актера лет на 20–25? Какими приемами пользуются актеры и гримеры, чтобы передать внутреннее изменение сущности персонажа? Вспомните фильм «Мертвец» Джима Джармуша, повествующий о мистическом путешествии скромного бухгалтера Уильяма Блейка. Обратите внимание, как постепенно меняется образ героя Джонни Деппа.
Художник-гример — один из соавторов проекта. От его видения, интуиции, знаний, навыков, аккуратности и терпения во многом зависит качество конечного продукта — фильма или сериала. Как говорится в книге Питера Шена и Джойса Уилсона, «грим — это самый быстрый и надежный способ идентифицировать актера с персонажем». Посредством грима можно до неузнаваемости изменить лицо актрисы или актера, придать ему ту единственную и неповторимую форму, которая поможет исполнителю роли наиболее полно и всесторонне раскрыть сущность образа.
Для выполнения своей работы над фильмом художник-гример должен владеть определенным багажом знаний и умений, а именно: разбираться в стилях и эпохах, уметь гримировать, стричь, изготавливать постижерские изделия и многое другое, что может понадобиться для разработки и решения образа.
В идеале разработка образа состоит из следующих этапов:
- художественное решение (поиск и нахождение грима);
- определение художественных, технологических и технических задач;
- подбор и (или) закупка инструментов, материалов, приспособлений для решения поставленных целей;
- подготовка к гриму;
- выполнение грима;
- фиксация утвержденного грима на фото в нескольких ракурсах;
- подробное описание грима (чтобы ассистент или гример мог повторить этот грим столько раз, сколько потребуется).
Все это — лишь часть работы, которую нам приходится выполнять. Ведь мы должны не только разработать грим, но и выполнить его, уложившись в заранее оговоренное время, а затем поддерживать в течение съемочного дня, невзирая на погодные условия и прочие обстоятельства.
ПРОДЮСЕР
Юлия Мишкинене
куратор продюсерского факультета МШНК
Если спросить любого человека из съемочной группы, чем занимается продюсер, он задумается и скажет: «Платит и договаривается». Это так и не так. Продюсеры — разные, и у каждого свой стиль работы и руководства. Но именно они аккумулируют для проекта все смыслы и все ресурсы, являясь его движущей силой.
Продюсер несет ответственность за весь проект целиком. И на разных этапах работы над фильмом — от идеи до рекламной кампании — он делает все для наилучшей реализации проекта.
Есть заблуждение, что продюсер всегда снимает кино на свои деньги. Хотя многие продюсеры именно так и делают.
В Европе продюсеры по большей части работают как хорошие менеджеры. Они подают проекты в фонды, и их работа во многом заключается в отслеживании дедлайнов и обработке информации. В России, мне кажется, больше рисков, непредсказуемости.
Продюсерский факультет в МНШК только стартует. Его задача как раз — рассказать и по возможности показать на конкретных примерах, что делает продюсер на разных этапах работы над фильмом.
Подпишитесь на нас в социальных сетях