Подпишитесь на нас в социальных сетях

закрыть
чат чат
свернуть развернуть
Ответить
через вконтакте
через фейсбук
через твиттер
через google

Авторизация подтверждает, что вы ознакомлены с
пользовательским соглашением

Вот такой текст отправится вам на стену, его можно редактировать:
с картинкой
Отправить
в Фейсбук в Вконтакте в Твиттер

Кто что делает на киносъемках

Что происходит на съемочной площадке

<style> .banner {display: none;} </style>

Говоря про успешный фильм, мы чаще всего вспоминаем его режиссера, исполнителей главных ролей и — в исключительных случаях — автора сценария. Однако в действительности успех картины зависит от нескольких десятков человек, работу которых зритель принимает как должное, а чаще всего и вовсе не замечает. Мы попросили рассказать о задачах звукорежиссеров, продюсеров, гримеров и вторых режиссеров кураторов соответствующих факультетов Московской школы нового кино.

ВТОРОЙ РЕЖИССЕР

Галина Стрижевская

куратор факультета вторых режиссеров МШНК

Второй режиссер — это человек, который находится на нейтральной территории между бюджетом и творчеством. Его задача — грамотно и адекватно найти выход из любой ситуации в кинопроизводстве. В двух словах сложно сказать, чем занимается второй режиссер. Он занимается всем.

Второй режиссер активно участвует в подготовке картины — от полного разбора сценария по производственным составляющим до общения с каждым членом группы, донесения до него, что от него нужно в конкретный момент времени. После хорошей подготовки он выходит на площадку и, как по нотам (заранее написанным), дирижирует площадкой. Чтобы все было подготовлено вовремя по художникам и реквизиту, актеры были одеты и загримированы, были отрепетированы сцены актеров с режиссерами, был довольный оператор, который хорошо поставил свет... И так, сцена за сценой, большой командой снимается кино.

В МШНК на факультете вторых режиссеров мы учим всем основам производства, разбираем частные случаи ведения площадок и практикуем профессию — как в планировании и подготовке, так и на площадках.

ОПЕРАТОР

Олег Лукичев 

руководитель операторской лаборатории МШНК

Оператор — первый друг и соратник режиссера на съемочной площадке. Тот, на ком режиссер проверяет свои гениальные идеи, тот, кто отвечает за работу всех художественных департаментов: реквизит, костюм и декорации. Ведь кинокадр складывается из костюма актера, из декорации, на фоне которой он снимается, и из реквизита, которым обставлен кадр. Все взаимосвязано — вот почему оператор за все в ответе.

Один оператор без режиссера картину не спасет. Если режиссер слабый, то даже самые прекрасные картинки не помогут, а, наоборот, без смыслового наполнения будут раздражать еще больше. Распространено мнение, что операторы — мрачные, необразованные, слепые и ни в чем, кроме своих железок, не разбирающиеся люди. Но это не совсем так. Мы умеем рассуждать, думать и создавать прекрасные и тонкие вещи.

Я хочу, чтобы студенты в первую очередь научились думать и чувствовать, имели свой, присущий только им взгляд на прекрасное. Хочу, чтобы операторы, заканчивающие нашу школу, были не просто ремесленниками, обученными различным техническим знаниям, а в первую очередь художниками, способными донести до зрителя свои мысли.


ЗВУКОРЕЖИССЕР

Филипп Сиковский 

куратор факультета звукорежиссуры МШНК

Российское и западное кино отличается, в частности, тем, что в России на звук выделяется 2–3% бюджета фильма, а на Западе бюджет звука может превышать 50%. У нас работает один-два человека, а там — целые организации, огромные продакшен-компании.

Когда денег мало, то звук стараются писать с площадки. Это, конечно, не является качественным подходом, хотя многое зависит от содержания — документальный фильм или художественный, драма или фантастика, где должны быть спецэффекты и атмосфера.

Когда доходит до саундтрека, до подбора музыки, то у нас обычно находят не известных композиторов, а тех, кто хочет продать свои треки. Либо берут известную группу — и фильм выстреливает за счет нее, либо наоборот — группа выстреливает за счет фильма. Такой взаимозачет.

На Западе симфоническую музыку записывают оркестры в голливудских студиях. Это огромная работа, полный караул. У нас же обычно это делают дома люди, у которых есть компьютер и миди-клавиатура. Этим российский звук тоже отличается от западного.

Звуки в кино записываются совсем не так, как привыкли думать зрители. Человек слышит звук, но не знает, откуда он. Один из старых примеров — как озвучивали бои фильмов Джеки Чана и Брюса Ли. Ведь при ударе по телу нет такого звука. Там брали резиновый молоток и били по тушке мяса, и эти шлепки подкладывали под удары. Когда человек смотрит фантастику, он не всегда понимает, что слышит. Например, рычание дракона может быть смодулировано из рычания животных, которые существуют в реальности, — тигров, львов, крокодилов.

Даже в сценах в космосе нужен интершум, хотя там безвоздушное пространство, нет звука. Но шум всегда прокладывается, потому что иначе получится звуковая яма. Если в кинотеатре пропадает интершум, зрителю даже может стать некомфортно. Всегда прокладывается шум, незаметный для человека, — как звук пленки.

В школе мы в первую очередь изучаем, что такое вообще звук, то есть законы физики. Без понимания этих вещей сразу складывается неправильное мышление о создании звука и работы с ним. Что касается кино — стараемся раскрыть шире сознание человека, чтобы он умел звук разбирать в 3D-модели, по частям. Звукорежиссер должен уметь разобрать картинку на части и правильно собрать, чтобы зрителю было приятно. Этому мы и учим. Еще — программное обеспечение, оборудование, психология звука, как заставить человека им наслаждаться. Но начинается все с законов физики.



ГРИМЕР

Екатерина Шахворостова 

куратор факультета грима МШНК

Многие считают, что для того, чтобы работать художником-гримером в кино или на телевидении, достаточно закончить курсы парикмахеров или визажистов, уметь хорошо стричь, укладывать волосы, делать стильный макияж. Увы, это не совсем так. Во-первых, во всех отраслях есть свои особенности. Во-вторых, суть профессии художника-гримера заключается не в том, чтобы из дурнушки сделать красавицу, а в том, чтобы разработать образы в соответствии со сценарием, временем действия, этикой, эстетикой и общей стилистикой кинокартины, телесериала или телепередачи.

При этом художником-гримером должны учитываться такие специфические требования, как свет, качество пленки или технические характеристики камеры и многое другое.

Красоту, если это понадобится, мы и так создадим, но бывают вещи и поважнее. Как, например, изменить грим актрисы, чтобы в начале фильма она вызывала жалость, а в конце восхищение? Или как, с помощью каких методов и технологий незаметно состарить актера лет на 20–25? Какими приемами пользуются актеры и гримеры, чтобы передать внутреннее изменение сущности персонажа? Вспомните фильм «Мертвец» Джима Джармуша, повествующий о мистическом путешествии скромного бухгалтера Уильяма Блейка. Обратите внимание, как постепенно меняется образ героя Джонни Деппа.

Художник-гример — один из соавторов проекта. От его видения, интуиции, знаний, навыков, аккуратности и терпения во многом зависит качество конечного продукта — фильма или сериала. Как говорится в книге Питера Шена и Джойса Уилсона, «грим — это самый быстрый и надежный способ идентифицировать актера с персонажем». Посредством грима можно до неузнаваемости изменить лицо актрисы или актера, придать ему ту единственную и неповторимую форму, которая поможет исполнителю роли наиболее полно и всесторонне раскрыть сущность образа.

Для выполнения своей работы над фильмом художник-гример должен владеть определенным багажом знаний и умений, а именно: разбираться в стилях и эпохах, уметь гримировать, стричь, изготавливать постижерские изделия и многое другое, что может понадобиться для разработки и решения образа.

В идеале разработка образа состоит из следующих этапов:

- художественное решение (поиск и нахождение грима);

- определение художественных, технологических и технических задач;

- подбор и (или) закупка инструментов, материалов, приспособлений для решения поставленных целей;

- подготовка к гриму;

- выполнение грима;

- фиксация утвержденного грима на фото в нескольких ракурсах;

- подробное описание грима (чтобы ассистент или гример мог повторить этот грим столько раз, сколько потребуется).

Все это — лишь часть работы, которую нам приходится выполнять. Ведь мы должны не только разработать грим, но и выполнить его, уложившись в заранее оговоренное время, а затем поддерживать в течение съемочного дня, невзирая на погодные условия и прочие обстоятельства.


ПРОДЮСЕР

Юлия Мишкинене 

куратор продюсерского факультета МШНК

Если спросить любого человека из съемочной группы, чем занимается продюсер, он задумается и скажет: «Платит и договаривается». Это так и не так. Продюсеры — разные, и у каждого свой стиль работы и руководства. Но именно они аккумулируют для проекта все смыслы и все ресурсы, являясь его движущей силой.

Продюсер несет ответственность за весь проект целиком. И на разных этапах работы над фильмом — от идеи до рекламной кампании — он делает все для наилучшей реализации проекта.

Есть заблуждение, что продюсер всегда снимает кино на свои деньги. Хотя многие продюсеры именно так и делают.

В Европе продюсеры по большей части работают как хорошие менеджеры. Они подают проекты в фонды, и их работа во многом заключается в отслеживании дедлайнов и обработке информации. В России, мне кажется, больше рисков, непредсказуемости.

Продюсерский факультет в МНШК только стартует. Его задача как раз — рассказать и по возможности показать на конкретных примерах, что делает продюсер на разных этапах работы над фильмом.


{"width":100,"columns":12,"padding":0,"line":80}

Черный ВОС

Дорогие читатели. Чтобы бороться с цензурой и ханжеством российского общества и отделить зерна от плевел, мы идем на очередной эксперимент и создаем хуторок свободы — «Черный ВОС». Здесь вас ждут мат, разврат, зависимости и отклонение от общепринятых норм. Доступ к бесстыдному контенту получат исключительные читатели. Помимо новой информации они смогут круглосуточно сидеть в чате, пользоваться секретными стикерами и получат звание боярина. Мы остаемся изданием о России, только теперь сможем рассказать и о самых темных ее сторонах.

Как попасть на «Черный ВОС»?

Инвайт получат друзья редакции, любимые читатели, те, кто поделится с нами своими секретами. Вы также можете оплатить подписку, но перед этим ознакомьтесь с правилами.

Оплатить

Если у вас есть какие-то проблемы с подпиской, не волнуйтесь, все будет. Это кратковременные технические трудности. По всем вопросам пишите на info@w-o-s.ru, мы обязательно ответим.

18+