Как гангста-рэп помогает в бизнесе
Jay-Z, 50 Cent и Ноггано о диверсификации, приглашенных директорах и корпоративной лояльности
Большинство книг про бизнес и менеджмент написано людьми, которые не очень хорошо понимают ни в первом, ни во втором — причем часто вплоть до повторяющихся абзацев у разных авторов. В то же время многие рэперы заработали себе как минимум на «Бентли». О том, как из их текстов можно почерпнуть много полезных прикладных советов, рассказывает CEO Social Insight Андрей Подшибякин.
Шон Джей Зи Картер — мультимиллионер, владелец одежного лейбла Roc-a-Wear, совладелец баскетбольной команды New Jersey Nets и, наконец, муж Бейонсе. Он справедливо полагает, что от сотрудников нужно требовать ровно того же, чего требуешь от себя: в первую очередь честности и лояльности. Это необходимое, но недостаточное условие быстрого развития практически любого стартапа.
Типичная ошибка — пытаться зарабатывать на высокой прибыли, а не на обороте, характерна, например, для таксистов-отстойщиков, ожидающих мифического олигарха, готового заплатить 5000 руб. за одну поездку к вокзалу. Практически не существует ситуаций (кроме, наверное, торговли «ролексами» и бриллиантами), когда одна высокоприбыльная сделка была бы в конечном итоге выгоднее, чем проведенные за то же время три сделки с меньшей нормой прибыли.
Фифти Сент не первый год возглавляет список американского Forbes как самый богатый музыкальный деятель; несколько лет назад Coca-Cola купила у него за $100 млн акции компании Glaceu (бренды SmartWater, Vitamin Water). Как справедливо замечено в песне, почти всегда первый успех и первые ощутимые деньги, заработанные компанией, показывают истинные взаимоотношения ее учредителей — и ведут к ссорам, обидам и часто к разрыву отношений.
Вся песня — по сути, сжатый курс Executive MBA на примере торговли крэком. Помимо специфических тонкостей (например, не упарываться собственным товаром), это вполне универсальные бизнес-правила. Четко разделять семью и бизнес — одна из аксиом стартапа; семейные недопонимания и ссоры способны угробить бизнес быстрее, чем любая налоговая проверка.
Доктор Дре сейчас в большей степени знаменит даже не как автор классических пластинок The Chronic и «2001» и не как первооткрыватель Эминема и Фифти Сента, а как соавтор суперпопулярной акустической линии Beats by Dre (в 2012 году куплена HTC за опять же $100 млн). Поэтому он знает, о чем говорит: гораздо важнее удачи в бизнесе упорство и способность преодолевать неизбежные срывы сделок, кассовые разрывы, убытки и прочие ежедневные проблемы.
Венчурный капиталист Бен Хоровитц из калифорнийского фонда Andresseen Horowitz считает, что в главном рэп-блокбастере этой осени Канье Вест (тоже, кстати, не самый последний предприниматель) рассказывает о моменте, с которым неизбежно сталкиваются основатели технологических стартапов — необходимости нанимать на управленческие позиции директора со стороны. Для многих этот момент равносилен продаже души, но чаще всего это правильное решение, без которого бизнес не сможет вырасти.
В рэпе можно расслышать намеки не только на бизнес. На популярном сайте Rap Genius пользователь может предложить свою трактовку каждой строчки в песне, а другие пользователи голосуют, соглашаясь с ней или нет. И если у среднего рэпера расшифровки требуют несколько пассажей, то у Канье Веста примечания появляются буквально под всеми строчками.
...Впрочем, переложить всю стратегическую, финансовую и оперативную деятельность на людей со стороны и расслабиться можно только в том маловероятном случае, если вы наследник многомиллиардной империи (и то не всегда). Так называемый founding CEO (директор-основатель), в отличие от наемного генерального директора, органически настроен не просто на цифры в годовом отчете, но и на горизонт развития компании — и научить этому человека, не являющегося собственником, практически невозможно.
Во второй раз фигурирующий в нашей подборке Василий Вакуленко (он же Баста, он же Ноггано) — сам по себе хороший пример диверсификации бизнеса: все три его итерации рассчитаны на разные и четко очерченные сегменты целевой аудитории. Песня «Отмели», если не воспринимать ее слишком буквально («Отмели лавешки у коммерса Олежки» и т. д.), в целом о том, что стратегией молодого бизнеса должна стать агрессия — пассивный стартап на высококонкурентном рынке гарантированно пойдет ко дну. Пора нанимать директора по продажам.
Подпишитесь на нас в социальных сетях