Гарри Поттер вместо учебника
Фашисты-чернорубашечники и бог с подмоченной репутацией в книге для детей
В этом выпуске Почемучка поддается всеобщему школьному настроению: Гарри Поттер как альтернатива скучным учебникам.
Мечта обленившегося горожанина с амбициями всезнайки: разжеванные и разложенные по полочкам лекции в сопровождении кропотливо подобранных картинок и схем. Максимально субъективный подход к изложению, непоследовательный выбор тем и сомнительная польза гарантированы.
Начало сентября будет ассоциироваться у вас со школой всю жизнь, даже если вы давно не школьник, — о годах, проведенных в учебном заточении, вам напомнят эскалаторы, заполненные накануне 1 сентября грустными детьми с гладиолусами. В эту пору принято вспоминать школьную линейку, аккуратно сложенную в еще не загаженный пенал канцелярию и другие дорогие сердцу приметы. Не принято вспоминать учебную программу по литературе для восьмого класса, усыпляющие уроки истории и необязательные уроки обществознания. Учебники в наше время не отличались особой изобретательностью: приятным сюрпризом могли стать разве что любовно пририсованные историческим персонажам гениталии. Другое дело сегодня: составители учебников самовыражаются кто во что горазд, за официальное участие в школьной программе ведутся подковерные войны, а учителя стараются быть прогрессивными, втайне понимая, что современный ребенок не будет долго выбирать между училкой и любимым айфоном.
Одним из, возможно, неконструктивных предложений Почемучки по улучшению школьной программы в этом году будет изучение книг о Гарри Поттере. Звучит абсурдно? Конечно. Эстеты и противники «ГП» сморщат носы, казаки выйдут на улицы в порыве борьбы против заморских мракобесов. Но все же отчего бы нам не попробовать разобраться, чем этот самый Гарри Поттер может быть полезен современному школьнику и взрослому? О том, какие классические литературные жанры кроются в книгах Джоан Роулинг, как «ГП» поможет в изучении истории Второй мировой войны и как, следуя примеру мальчика, который выжил, воспитать в себе всепоглощающую толерантность, рассказал историк и преподаватель РГГУ Алексей Яковлев на лекции «Гарри Поттер: история создания и причины популярности».
Литературные традиции
Если вы относитесь к тому типу людей, который ненавидит читать захватывающие книги с лихим сюжетом, то вы,
верно, зануда. Тогда «Гарри Поттера» можно почитать
для того, чтобы узнать кое-что о классической литературе.
В книгах вы без труда найдете ключевые элементы английского готического романа, а также романа воспитания.
Элементы готического романа
Замок
Начнем с того, что Хогвартс, школу волшебства и магии, в которой учится Гарри и его друзья, невозможно не сравнить со старинными замками, в которых традиционно происходит действие готических романов. По классике жанра в замке присутствуют все элементы средневековой обстановки: портреты родственников, рыцарские доспехи, привидения и тайные комнаты. Так же, как и, например, во «Франкенштейне» Мэри Шелли, замок находится в труднодоступном месте: Хогвартс соседствует с Запретным лесом и Черным озером, в которых водятся невиданные чудища, кентавры, гигантские пауки и прочие макабрические персонажи.
Тайна
Готический роман без страшной тайны — уже не роман, а дешевый бульварный трэш. В «ГП» тайн тоже хватает. Начиная
с того, что сам мир волшебников существует втайне от ничего
не подозревающих маглов (так волшебники называют людей),
и заканчивая тем, что все персонажи «ГП» имеют свой арсенал тайн и страшных секретов: тайные родственники, секретные связи, туманное прошлое и скрытые таланты. Потенциально любой камень или стул в романах «ГП» имеет шанс стать источником тайного знания
и невероятного открытия, чем Джоан Роулинг бессовестно злоупотребляет
в последних романах серии, где подвоха начинаешь ожидать от каждого кустика.
Тайны всегда являются прелюдией к коронному блюду романа — ужасу. Ужас часто приходит в образе урода, злого гения, монстра или калеки. Ответственным за ужас в «ГП» без всяких сомнений является Лорд Волан-де-Морт. В прошлом амбициозный школьник-мизантроп, теперь он больше похож на симбиоз змеи, яйца и пришельца. Волан-де-Морту недостаточно быть просто уродливым, ему нравится быть максимально гадким: масштабы его деятельности глобальны, он является объектом культа целой армии злодеев, и вместе они наводят ужас на любого волшебника Англии.
Ужас
Подборка излюбленных мемов с участием Волан-де-Морта
Ну и, конечно, замки, тайны и ужасы нужны исключительно для того, чтобы через них с болью и отвагой продирался романтический герой. Образ отверженного сироты, отшельника и мыслителя стал популярней, чем Рианна, во время лорда Байрона. Но если копнуть глубже,
то романтический герой был с нами уже
в готических романах, куда он пришел
из средневековых рыцарских романов — там он с остервенением служил даме сердца и спасал ее от мужа-деспота. Романтических героев в «ГП» целых два: зеркальные персонажи Гарри Поттер и Волан-де-Морт. Оба волшебника выросли без родителей, терпели боль и лишения, превозмогли себя и стали великими, каждый по-своему.
Романтический герой
Кроме всех элементов готического романа в «ГП» присутствуют также основные черты классического романа воспитания,
в котором читатель вместе с героем проживает годы его детства и отрочества. Юный герой познает горести и радости жизни под руководством мудрого наставника, который обязательно в какой-то момент умирает, чтобы знаменовать своей смертью момент окончательного взросления нашего героя.
Что уж скрывать, смерть Дамблдора, наставника и покровителя ГП, заставила повзрослеть не только Гарри, но и многих сотрудников W→O→S.
Исторические моменты
Джоан Роулинг не остановилась на талантливой эксплуатации литературного наследия. Постмодернистский микс фэнтези, готики и романтизма присыпан историческими деталями
и отсылками, которые легко можно подметить при внимательном чтении. Так, например, самые гадкие персонажи сказочной эпопеи — пожиратели смерти — могут напомнить нам сразу несколько исторических группировок.
Как и итальянские фашисты–чернорубашечники, пожиратели смерти предпочитают черное и соблюдают строгий кодекс повиновения своему главнокомандующему. На руке любого пожирателя смерти красуется черная метка, по которой
ты сразу узнаешь единомышленника, наподобие свастики
на рукавах национал-социалистов. Кроме эстетических предпочтений пожиратели разделяют политические идеи национал-социалистов (чистота крови и нации, дискриминация по всем возможным признакам)
и охотно прибегают к методам штурмовиков Гитлера
и Муссолини — насилию с элементами садизма
в качестве наказания.
Одним из специфических способов расправы чернорубашечников было насильственное кормление касторовым маслом.
Как и представители американской ультраправой организации «Ку-клукс-клан», пожиратели смерти не пренебрегают возможностью творить свои гадости инкогнито: на групповых собраниях и расправах, проходящих, как и у KKK, по принципу суда Линча, пожиратели надевают остроконечные капюшоны, закрывающие их злорадные лица, перекошенные от восторга.
Любимчик девочек, высокомерный и трусоватый Драко Малфой, не представляя реальной угрозы для ГП, все же умудряется периодически гадить ему в каждой книге, не забывая при этом старательно приглаживать свои полярно-белые волосы, растущие на черепе идеальной формы. Арийский подонок всегда передвигается в окружении кучки своих недалеких друзей. На некоторых рекламных постерах их почти не отличить от представителей юношеской военизированной организации «Гитлерюгенд».
Главный хороший волшебник «ГП» Дамблдор победил главного плохого волшебника Гриневальда в 1945 году.
Уроки толерантности
Если вам безразличны история и литература, что вполне возможно,
то есть шанс просто СТАТЬ ХОРОШИМ ЧЕЛОВЕКОМ, читая «ГП». Согласитесь, звучит заманчиво и нереалистично. Но все же, если постараться хотя бы иногда брать пример с Гарри и его друзей, жить станет немножко приятней.
Между строк стоит отметить: скептики и критики «ГП» частенько отмечают, что безграничная толерантность, которой придерживается Гарри, является не более чем маркетинговым ходом, который помог продать книгу максимальному количеству читателей, в том числе
и представителям всевозможных меньшинств.
Скепсис — удел малодушных. Мы будем верить в лучшее
и брать пример с Гарри, который дружит с:
— рыжими
и финансово неблагополучными;
— представителями национальных
и культурных меньшинств;
— обладателями физических аномалий;
— неизлечимо больными;
— людьми, отбывшими долгий тюремный срок;
— бесправными гастарбайтерами;
— людьми с избыточными весом;
— самоубийцами.
— животными.
А вам слабо?
P.S. По мнению экспертов, вершина фантазий о безграничной европейской толерантности в «ГП» — это Дамблдор, который является олицетворением всемогущего, любящего и мудрого христианского бога. Но кроме мудрости и доброты у Дамблдора есть и темное прошлое: он ратовал за националистические идеи и вдобавок, возможно, был гомосексуалистом, по заявлению самой Роулинг. Что же получается? Христианский-Бог-гомосексуалист-с-нацистским-прошлым во главе учебного заведения? Такое возможно только в Великобритании — мы-то знаем, что у нас такие шуточки не прокатят, да?
Подпишитесь на нас в социальных сетях