Как важно быть несерьезным
Отсутствие самоиронии как источник всех бед
Пару недель назад на Colta.ru вышел мощный текст Андрея Лошака о том, что когда-то в нас что-то пошло не так и мы все возненавидели друг друга. Российское общество привыкло страдать и жалеть себя, и это губит нас. Но еще сильнее нас губит серьезное отношение к себе и неумение посмеяться над собой.
ИРОНИЯ
от греч. eironeia - притворство
1) отрицание или осмеяние, притворно облекаемые в форму согласия или одобрения...
2) Стилистическая фигура: выражение насмешки или лукавства посредством иносказания, когда слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его...
3) Вид комического, когда смешное скрывается под маской серьезного (в противоположность юмору) и таит в себе чувство превосходства или скептицизма.
К Андрею Борисовичу я отношусь с искренним уважением (хотя кому какое до этого дело), и этот текст заставил меня задуматься не на один день. Однако дело тут в другом: реакция на статью Лошака оказалась такой же, как и на все опус магнумы, посвященные проблемам современного российского общества. Вся молодая либеральная интеллигенция отреагировала одинаковой тихой истерикой: мол, какая же ужасная штука эта ксенофобия и как тяжело жить с шутками про холокост.
У меня есть несколько знакомых, которые используют любой удобный повод, чтобы пожаловаться на национализм в стране и прочее. Есть определенный тип — чаще всего это девушки, принадлежащие к тому или иному меньшинству, которые никогда в жизни не испытывали никакого гнета на национальной почве, но у которых через десятилетия пробилась вся боль еврейского / армянского / нигерийского / османского народа. Память предков, безусловно, нужно уважать и чтить, но неосторожные шутки ваших друзей никого не перевернут в гробу!
Андрей Лошак, кстати, успел появиться на пару секунд в удивительном шоу для всей семьи «О нет! Только не это!», где тоже сетовал на судьбу.
Если вы считаете, что о холокосте и нацистах нельзя смешно пошутить, то вот вам шутка от еврейки Сары Сильверман на эту тему.
Однако проблема, на мой взгляд, не в национализме. Проблема в утрировании любой ситуации и,
главное, нашем серьезном отношении к себе.
Мы не готовы посмеяться над собой. Смеемся над чем и кем угодно, но стоит задеть индивидуума безобидной шуткой, как все мы свирепеем. Триггером может послужить любой наш комплекс — возраст, интеллект, внешность, национальная принадлежность опять-таки.
Вполне возможно, что это черта, присущая лишь жителям России. Отечественная история учит нас, что несколько поколений наших предков страдали, а значит, нам всем тоже суждено страдать, чтобы быть похожими на них. Эта идея у нас в крови. Как бы хорошо нам ни жилось #прямосейчас, вот этот ген страдания никак не даст нам покоя, и его не истребить. При этом мы живем в такой среде, где паблик MDK является чуть ли не главным СМИ. Однако стоит ему чуть перегнуть палку, как это было в случае с волгоградской трагедией, как все забывают о том, что это юмористическое сообщество. Показателен тот момент, что примерно в одно время со скандальной картинкой в паблике в шоу Saturday Night Live в США показали скетч, где певица Майли Сайрус и пара комиков уничтожили американский флаг. Ни у кого даже мысли не возникло как-то возмутиться по этому поводу и побурлить в социальных сетях. И это телепередача, которую показывают в прайм-тайм на центральном телевидении.
ИРОНИЯ
греч. речь, которой смысл или значение противоположно буквальному смыслу слов; насмешливая похвала, одобрение, выражающее порицание; глум. Иронически, глумный, насмешливый; похвала, которая хуже брани.
Вот наше поколение 20-летних, возьмем даже такую маленькую и вроде как прогрессивную прослойку, состоящую из моих коллег — друзей по редакции. Никому из нас не удается искоренить в себе это сложное отношение к своему эго, в чем я убедился на собственном опыте.
В скетче SNL сделана пародия на хит Сайрус We Can’t Stop, только в этом видео речь идет о приостановке деятельности американского правительства, и называется оно We Can Stop.
Когда я пришел на работу два года назад, основной идеей сайта были самоирония и попытка помочь людям относиться к себе проще. Непонятно было, как этого достичь, но мысль была посеяна в наших головах, и нам всем нравилось объединяться под этой идеей. Мне это чувство самоиронии тогда не было знакомо — надо мной все шутили так, будто я снова попал в школу. Я обижался, дрался с ребятами, потому что ну несмешно же слышать одну и ту же шутку по поводу моих якутских корней или обезьяньей внешности в 785-й раз. Не то что бы я был только жертвой — мои очки выбрасывали в окно, в меня кидались стаканом и обливали водой, и все из-за каких-то глупых шуточек. Со временем стало ясно, что так же, как и в школе, на такие шутки-прибаутки не нужно реагировать, а нужно просто посмеяться со всеми, и жизнь сразу наладится. Правда, в отличие от школы, где советуют быть выше этого, ты просто сливаешься со смехом своих подросших друзей-одноклассников.
Вернемся к зарубежному опыту. В США есть отличная традиция Roast, когда над популярным человеком шутят его близкие и не очень друзья. Дракой это никогда не заканчивается. Вот так это делают с Джеймсом Франко, например:
Я говорю так, будто мне удалось уничтожить
это в себе, а значит, и вам удастся.
Нет.
Мне не удалось.
До сих пор где-то в душе у меня сидит этот темный пассажир, который будет поглощать меня и включать злобу и ненависть, если я услышу какой-то особо неудачный пассаж по поводу себя. Да и никому из моих коллег это не удается, судя по тем видео, где мы смеемся над другими. И ведь нам очень хочется наконец посмеяться над собой. Просто не получается.
Подпишитесь на нас в социальных сетях