Точка входа: невидимая рука рынка
Почему любые инновации — это всегда проблемы и риск
«Точка входа» — рубрика для тех, кто хочет освоить новую область знаний, но не знает, как к ней подступиться. В новом выпуске генеральный директор ФК «Открытие» Вадим Беляев рассказывает о реальной расстановке сил на финансовом рынке
Невидимая рука рынка — популярная метафора, введенная шотландским экономистом XVIII века Адамом Смитом. Фактически невидимой рукой Смит называет объективный рыночный механизм, который координирует решения покупателей и продавцов.
Каждый производитель преследует собственную выгоду, но путь к ней лежит через удовлетворение чьей-либо потребности. Совокупность производителей, как будто движимая невидимой рукой, активно, эффективно и добровольно реализует интересы всего общества, часто даже не думая об этом и действуя лишь в собственных интересах.
Если разобраться в этом вопросе, научиться видеть невидимую руку и чувствовать ее, откроется прямой путь к богатству и процветанию всего общества.
Теоретически это так, но только в мире, в котором сферические кони скачут в вакууме, тем более если начитаться популярных книжек из серии «Как стать миллионером», «Экономика для чайников», «Успех начинается сегодня» и т. д. Все они по сути об одном: как важно найти неудовлетворенный спрос (особенно в какой-нибудь новой отрасли), удовлетворить его и почивать на лаврах до конца жизни. Это удается единицам — о них и пишут в книгах.
Пьер Омидьяр создал eBay, чтобы удовлетворить спрос коллекционеров маленьких шкатулок, Марк Цукерберг создал Facebook, чтобы удовлетворить потребность людей в общении в Сети, Гарланд Сандерс создал KFC, потому что жареные куриные крылышки — это отличный фаст-фуд, ну а про Стива Джобса вы и так все знаете. Все они, направляемые этой самой рукой, построили гигантские компании, в которых работают сотни тысяч людей. Многие из них тоже ощущают невидимые глазу движения, достигают карьерных высот и миллионных заработков.
Создатель KFC, известный как полковник Гарланд Сандерс, не дослужился до этого звания в армии. Полковник Кентукки — аналог титула почетного гражданина, который Сандерс получил в 1935 году
Покупателями их продукции вы уже являетесь, и, следовательно, вы уже участвуете в этом скрытом процессе.
Итак, основное заблуждение: «Производителем движет желание удовлетворить интерес покупателя». Только представьте: вчерашняя идея стала явью, стартап из бумажной презентации превратился в реальное предприятие с основными средствами (не важно, станки это или компьютерные серверы, которые ломаются, морально устаревают, амортизируются), реальными сотрудниками и их реальными проблемами (ошибками, болезнями, детьми, отпусками, профсоюзами). Это я не говорю еще о всяких форс-мажорах, налоговой службе и прочих ужасах реального сектора.
И вы поверите, что все это для того, чтобы удовлетворить спрос какого-то мифического покупателя?
Да ладно! Ваше производство (компьютерная фирма, издательство) умеет производить конкретный продукт (товар или услугу). И больше всего на свете вам хочется, чтобы именно этот товар и был востребован. Вы вложили деньги в разработку, организацию производства, у вас склады, транспорт, специалисты, технологии. Не дай бог придется что-то менять, внедрять новые технологии, переучивать людей.
Или, к примеру, операторы сотовой связи. Они напичкали крупные города оборудованием GSM, вложили в это сотни миллионов и, по идее, должны теперь получать платежи за связь долгие годы. Но нет — кто-то придумал 3G, и оборудование уже нужно менять, а на подходе уже 4G и т. д.
Настоящая мечта любого производителя — делать одно и то же, пока оборудование не рассыплется в пыль.
Любые инновации — это проблемы и риск.
Ах да, есть же еще одна важная категория на рынке — продавцы. Они ведь в большинстве случаев оторваны от производителей и исполняют роль посредника между ними и покупателями. И тем самым осуществляют обратную связь, заставляя производителей меняться в угоду нам.
Когда Apple представляет новый продукт, у дверей магазинов выстраиваются гигантские очереди. Вроде бы вот она — мечта любого продавца. Но так ли это?
Представьте себя на месте директора крупной торговой сети. Вы торгуете телефонами десять лет, у вас устоявшиеся отношения с Nokia, Ericsson, Motorola, вы получаете от них скидки, спецусловия, у вас склады организованы под них и забиты их еще нераспроданным товаром! И тут приходит этот сумасшедший и переворачивает рынок! И все начинается заново: надо обучать персонал, менять логистику и т. д. и т. п.
Вы думаете, продавцы будут счастливы в такой ситуации?
А если вам понадобится что-нибудь, чего нет в стандартной комплектации? То же самое, но без крыльев?
Попробуйте в самом user-friendly-салоне заказать машину необычного цвета или с особыми опциями. На лице продавца немедленно появится надпись, что из покупателя вы только что превратились в проблему.
И если вы думаете, что интернет-торговля произвела революцию, то и это не так. Просто каталог увеличился и стал удобнее.
Вывод: продавцы заинтересованы продать то, что выпустил производитель, а вовсе не то, чего хочет покупатель. Тем более неизвестно, чего он хочет.
А для этого, кстати, во всех крупных корпорациях есть отделы маркетинга и рекламы. И их задача — объяснить покупателю, чего же он хочет.
Пять книг о невидимой руке рынка
Главный труд основоположника экономической теории, который и придумал понятие «невидимая рука рынка».
К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю «Экономикс»
Базовый учебник многих экономических вузов, в котором объясняются важнейшие проблемы современной экономики, где в том числе рассматривается невидимая рука рынка.
Дж. М. Кейнс «Общая теория занятости процента и денег»
Один из основоположников науки макроэкономики считал ошибочным применение Смитом самого понятия «невидимая рука рынка». Выход книги ознаменовал формирование нового течения «кейнсианство».
Исследование профессора Гарварда о том, как на смену невидимой руке рынка пришли административная структура и управленческая деятельность.
Г. Мэнкью «Макроэкономика»
Основные для вводного курса макроэкономики понятия Мэнкью излагает в доступной форме.
«Точка входа» — рубрика для тех, кто хочет освоить новую область знаний, но не знает, как к ней подступиться. В новом выпуске генеральный директор ФК «Открытие» Вадим Беляев рассказывает о реальной расстановке сил на финансовом рынке
Что такое невидимая рука рынка?
Невидимая рука рынка — объективный рыночный механизм, который координирует решения покупателей и продавцов.
В чем состоит основное заблуждение потребителя?
Основное заблуждение: «Производителем движет желание удовлетворить интерес покупателя». На самом деле производителем движет желание делать один и тот же продукт, пока оборудование не рассыплется в прах. Любые инновации — это проблемы и риск.
Какую роль на рынке выполняют продавцы?
Продавцы — посредники между производителем и покупателем. Продавцы заинтересованы продать то, что выпустил производитель, а вовсе не то, чего хочет покупатель.
Чего больше всего опасаются продавцы?
Продавцы не хотят перемен на рынке. Если покупателю понадобится что-нибудь, чего нет в стандартной комплектации, то из покупателя он превращается в проблему.
Как интернет-торговля изменила рынок?
Интернет-торговля не произвела революцию. Просто каталог увеличился и стал удобнее.
Пять книг о невидимой руке рынка
К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю «Экономикс»
Дж. М. Кейнс «Общая теория занятости процента и денег»
Г. Мэнкью «Макроэкономика»
Подпишитесь на нас в социальных сетях