Подпишитесь на нас в социальных сетях

закрыть
чат чат
свернуть развернуть
Ответить
через вконтакте
через фейсбук
через твиттер
через google

Авторизация подтверждает, что вы ознакомлены с
пользовательским соглашением

Вот такой текст отправится вам на стену, его можно редактировать:
с картинкой
Отправить
в Фейсбук в Вконтакте в Твиттер

Воскресная библиотека: Город с нуля

Как развитие служб доставки и мобильная связь влияют на облик городов

дата:
09 февраля

W→O→S продолжает знакомить читателей с будущими изданиями Strelka Press. Сегодня публикуем фрагмент из книги «Городской конструктор. Идеи и города» профессора Пенсильванского университета Витольда Рыбчинского, посвященный новейшим городам как предпочтительной среде обитания. На примере современных американских городов Рыбчинский рассказывает, как интеллектуальная мода воплощается в рельной инфраструктуре, которая, в свою очередь, формирует повадки и вкусы  жителей.

*Об авторе

Витольд Рыбчинский — архитектор, историк, архитектурный критик, профессор урбанистики Пенсильванского университета, автор книг об архитектуре для массового читателя.

**О «Стрелке»:

Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» — международный образовательный проект, созданный в 2009 году. Помимо постдипломной образовательной программы с преподавателями мирового уровня, «Стрелка» организует публичные лекции, семинары и воркшопы, консультирует в области городского развития и издает лучшие книги по урбанистике, дизайну и архитектуре.

В рубрике «Воскресная библиотека» мы каждую неделю предлагаем фрагмент из готовящейся к публикации книги от дружественного издательства.

Витольд Рыбчинский

Городской конструктор. Идеи и города

М.: Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», 2014.

В каких городах мы хотим жить

Дело не в том, хотим ли мы жить в городах. Очевидно, что таких людей все больше, иначе мы не построили бы столько городов. В действительности вопрос звучит так: в каких городах мы хотим жить — компактных или рассредоточенных, старых или новых, больших или маленьких?

Ответ на этот вопрос осложняется отсутствием точного определения современного города. Еще недавно большие города легко было отличить от малых по качеству жизни: эту разницу хорошо передавали стереотипы городского франта и деревенского мужлана. Сегодня, в эпоху пригородов, зачастую вообще непонятно, где заканчивается город и начинается сельская местность. Так, Гринвич в штате Коннектикут выглядит как небольшой городок, но на деле является просто продолжением Манхэттена так же, как и многие районы нижней части долины Гудзона или графство Бакс в Пенсильвании. Демографическое понятие «городская агломерация», объединяющее один или даже несколько городов и пригороды, было призвано отразить эту новую реальность, но и оно лишь частично раскрывает суть дела. Сорок лет назад покойный Ирвинг Кристол заметил, что с точки зрения качества жизни место жительства уже не имеет особого значения. «Сегодня, — писал он, — непреложный факт американской жизни заключается в том, что где бы ни жил человек — в центре большого города, в пригороде, в маленьком городке или сельской местности, где до сих пор проживает примерно треть нашего населения, он все равно существует в пространстве городской цивилизации». По мнению Кристола, «города существуют давно, их проблемы не новы, но городская цивилизация — это действительно нечто новое, и проблемы городской цивилизации не имеют прецедентов в истории человечества». Итак, вопрос заключается в том, какие города отвечают потребностям «городской цивилизации». Если судить по развитию американского урбанизма во второй половине ХХ столетия, однозначный ответ, который дает рынок, — американцы хотят жить в «рассредоточенных» городах. Появление новых транспортных и коммуникационных технологий — железных дорог и трамваев, автомобилей и самолетов и, наконец, телефонов, телевидения и интернета — повысило спрос на частную собственность, личное пространство и уединенные частные дома, результатом чего стали децентрализация и рассредоточение. Способствовали рассредоточению и загородные торговые моллы, почтовые службы и системы курьерской доставки — FedEx, UPS, «Магазин на диване», а также новые эко-технологии — компактные водоочистные сооружения и миниэлектростанции. Речь здесь идет не просто о переселении в пригороды. Все города, где во второй половине прошлого века наблюдался резкий рост численности населения: Хьюстон, Феникс, Даллас, Сан-Хосе, Атланта, — развивались именно вширь. Это горизонтальные города с низкой плотностью населения, как правило, менее десяти человек на акр по сравнению с 15–20 в старых «вертикальных» городах. Жители горизонтальных городов, как правило, передвигаются на автомобилях, а товары доставляются на грузовиках. Горизонтальные города мало отличаются от пригородов. И там, и там люди по большей части живут не в квартирах, а в индивидуальных домах, которые объединены в рассеянные, полуавтономные поселки, отличающиеся от традиционных городских кварталов. Примеры можно найти и среди крупных городов вроде Лос-Анджелеса, и среди небольших вроде Лас-Вегаса, и в пригородах любой городской агломерации — как старой, так и новой.

В докладе «Технологии меняют города Америки», подготовленном федеральным Управлением по анализу технологий в 1995 году, содержится следующий вывод: «Тенденция к децентрализации в технологической сфере и экономике говорит о том, что центры американских городов вряд ли вернут себе былое влияние». Децентрализация подходит для экономики, основанной на гибкости, адаптивности и изменчивости. Кроме того, рассредоточение соответствует структуре все более разнородного общества, которое представляет собой прямую противоположность обманчивому понятию «глобальная деревня». Хотя американцы сегодня и живут в условиях городской цивилизации, они стали не больше, а меньше похожи друг на друга, и рассредоточенение учитывает эти различия.

У горизонтальных городов есть еще одна общая черта — все они относительно новые. В индустриальную эпоху развитая инфраструктура, удобные порты и внушительные трудовые ресурсы обеспечивали преимущество старых городов. Но в постиндустриальный период возраст уже не важен. Чтобы стать конкурентоспособным, новому городу нужно всего лишь проложить оптоволоконные кабели, построить компактный центр и заманить к себе сетевые магазины Whole Foods и Target. Всякий раз, возвращаясь из Сиэтла или Денвера домой в Филадельфию, я поражаюсь контрасту между этими городами. И дело не только в столетней промышленной копоти и сверкающей новизне, и не в том, что многие элементы филадельфийской инфраструктуры — каменные виадуки, узкие шоссе, пригородные железнодорожные ветки — являются наследием прошлого. Просто здесь все новое кажется случайным, словно оно насильно втиснуто в старую форму, которая ему не очень подходит. Прошлое несомненно придает городу очарование, поэтому я здесь и живу, но оно недешево стоит с точки зрения эффективности, удобства, обслуживания и ремонта. Старый город, как старая машина, она на ходу и довезет вас куда надо, но не так безопасно, комфортабельно и эффективно, как новая модель.

<...>

У новизны есть и другие преимущества. Как правило, в новых городах действуют современные оптимизированные строительные регламенты, новые договорные отношения между менеджментом и работниками, и вообще многое делается по-новому. Например, в Хьюстоне нет зонирования, строительные нормы и правила здесь более либеральны, чем во многих других городах, поэтому и затраты на строительство ниже. В результате, по данным переписи 2006 года, среднестатистическое домовладение в этом городе стоило 126 000 долларов по сравнению с 496 000 в Нью-Йорке. Поскольку уровень доходов в «большом Хьюстоне» лишь немного ниже нью-йоркского, жизнь здесь обходится представителям среднего класса гораздо дешевле, что, как утверждает гарвардский экономист Эдвард Л. Глейзер, и обеспечивает ему привлекательность. С 2000 по 2007 год население Хьюстона выросло на 19,4%, а Нью-Йорка — лишь на 2,7%. Наличием значительных трудовых ресурсов из представителей среднего класса объясняется и тот факт, что количество промышленных рабочих («синих воротничков») в Хьюстоне больше, чем в Нью-Йорке.

<...>

Буквально все технические новшества последних пяти-десяти лет способствовали рассредоточению, а то и стимулировали его. Но долгосрочные последствия появления новых технологий зачастую непредсказуемы. К примеру, с одной стороны, телефон несомненно служит децентрализации, но, с другой стороны, именно телефонная связь обеспечила возможность работы в высотных офисных зданиях, что, в свою очередь, породило плотную офисную застройку городских центров. А непредвиденным последствием автомобилизации стало исчезновение вечерних газет, которые люди обычно читали в трамвае по дороге с работы домой. В машине не почитаешь, но там можно слушать радио, и это умирающее средство коммуникации обрело новую жизнь. Кто мог предугадать, что сочетание автомобильного радиоприемника и сотового телефона породит новый формат — разговорное радио, и новую мощную политическую силу — радиоведущего? Ноутбуки, персональные электронные секретари и мобильные телефоны тоже способствуют рассредоточению, являя собой верхушку этого огромного айсберга, но возможность работать в гостиничном номере или на дому породила противоположную тенденцию — потребность в личном общении. Поэтому сегодня конференций, выездных совещаний и собраний проводится больше, чем когда-либо. И поэтому многие отрасли: финансы, издательское дело, индустрия развлечений, высокотехнологичный и коммуникационный бизнес — группируются по географическому принципу.

Черный ВОС

Дорогие читатели. Чтобы бороться с цензурой и ханжеством российского общества и отделить зерна от плевел, мы идем на очередной эксперимент и создаем хуторок свободы — «Черный ВОС». Здесь вас ждут мат, разврат, зависимости и отклонение от общепринятых норм. Доступ к бесстыдному контенту получат исключительные читатели. Помимо новой информации они смогут круглосуточно сидеть в чате, пользоваться секретными стикерами и получат звание боярина. Мы остаемся изданием о России, только теперь сможем рассказать и о самых темных ее сторонах.

Как попасть на «Черный ВОС»?

Инвайт получат друзья редакции, любимые читатели, те, кто поделится с нами своими секретами. Вы также можете оплатить подписку, но перед этим ознакомьтесь с правилами.

Оплатить

Если у вас есть какие-то проблемы с подпиской, не волнуйтесь, все будет. Это кратковременные технические трудности. По всем вопросам пишите на info@w-o-s.ru, мы обязательно ответим.

18+