5 форм безумия: как вытащить самого себя из болота
5 форм безумия: как вытащить самого себя из болота
Личный опыт нервной анорексии, паранойи, депрессии, ОКР и агорафобии
Личный опыт нервной анорексии, паранойи, депрессии, ОКР и агорафобии
Психические расстройства часто видятся нам в романтическом свете: шизофреники кажутся гениями, а страдающие депрессией — тонко чувствующими натурами, уловившими всю мировую скорбь. Многие прикидываются безумцами, пытаясь таким образом подчеркнуть свою неподражаемую индивидуальность. Вот только стоит нам столкнуться с настоящим безумием, как весь романтический флер рассеивается. Однако если не заигрываться, можно успеть справиться с болезнью самостоятельно или, по крайней мере, поймать тот момент, когда пора обращаться к специалисту. Лиза Вайсман делится личным опытом борьбы с самыми разными расстройствами и объясняет, как понять, что все зашло слишком далеко.
Рубрика для тех, кто думает, что у них поехала кукушка: всем опостылевшая психология не дает нам покоя. Нужно ли знать ее основы, чтобы жилось легче? Зачем ходить к терапевту? Что скрывается за советами специалистов — желание помочь или жажда наживы? Попробуем разобраться в этом и просто повеселиться. — как обычно.
Единственное преимущество следующих рекомендаций перед мнением врача заключается в том, что они составлены по личному опыту. Эта статья не является пособием по диагностике и не может заменить консультацию у специалиста.
Давайте смотреть правде в глаза — мы люди скорее здоровые, чем наоборот. По большому счету, у нас есть все, чтобы жить легко и счастливо.
К сожалению, часто бывает так, что нас подводит разум или сила воли, и тогда наша жизнь превращается в фестиваль саморазрушения. Поскольку мы достаточно благополучны, нам приходится проявить немалую изобретательность, чтобы нанести себе основательный вред. Но ведь мы и непритязательны: не замахиваясь высоко, мы извлекаем из сложившихся обстоятельств весь возможный ущерб.
Но даже из самого крутого пике можно выйти: вот некоторые методы, освоенные мной за последние несколько лет.
Нервная анорексия
Ты будешь час промокать салфеткой каждое колечко жареных на воде кабачков от невидимого масла — оно «могло попасть» на них с тщательно вымытой тобой сковородки. Когда ты закончишь, внутренний голос скажет тебе, что такая одержимость едой отвратительна — разве нормальный человек станет целый час предвкушать прием пищи? Кабачки полетят в мусорное ведро, а ты вымоешь мертвенно-бледные руки и отправишься прыгать через скакалку штрафные двести раз. Обжора!
Анорексия откроет перед тобой новый мир. Ты приподнимешься, тихий, холодный и сильный, над копошащимися в страстях смертными. Это сделка с ненавистью к себе: в обмен на насилие над собой, бесконечные самоодергивания и грязную ругань в собственный адрес, произносимую перед каждым зеркалом и каждой витриной, ты получишь наслаждение чувством собственного превосходства. Начнутся сладкие скандалы; на пике каждого из них ты, стараясь отделаться от обеспокоенных близких, будешь драматично объявлять: «Я хочу изменить свою жизнь. С завтрашнего дня я наконец готов лечиться», — после чего продолжишь врать с изворотливостью наркомана. Жизнь превратится в кино, которое ты сможешь снисходительно смотреть из своего мира. Уставая, ты будешь испытывать нездоровое возбуждение и эйфорию; тебе будет казаться, что твои успехи неправдоподобны, и каждый день кто-то захочет восторженно пожать тебе руку. Однажды утром ты не сможешь умыться, потому что вода будет утекать сквозь сжатые пальцы. Когда от недостатка жиров упадет выработка гормонов, ты почувствуешь себя святым.
Как справиться самостоятельно: попросить трезвого и обязательного человека следить за тем, чтобы ты не начал умирать, замкнуться в себе и нырнуть в свое безумие поглубже. Насилие над собой как источник острого удовольствия рано или поздно исчерпает себя; окажется, что ты доказал себе все, что хотел, и мир жалких ручек и слабых шеек, казавшийся раньше невероятно возвышенным, начнет раздражать своей пошлостью. Взвешивание ломтиков помидора станет утомительной рутиной, а дикий, пробирающий до костей холод, постоянная головная боль и обрывающиеся мысли из романтических ощущений превратятся в унизительные. Ты начнешь замечать, одну за другой, неприглядные подробности своего быта. Наступит мгновение, когда ты впервые искренне спросишь себя: «Стоит ли оно того?» С этим вопросом ты окажешься на дне, оттолкнуться от которого тебя побудят измождение и скука. В конце тебя ждет возвращение к нормальному рассудку и сборка тела по частям — очень тяжелая работа, которая потребует от тебя уйму терпения, но не более того.
Когда обратиться к врачу: при немотивированном страхе проснуться на 100 г тяжелее, чем вчера; при формировании замысловатых привычек питания, вызванных чувством вины и гордостью (таких, как как неспособность есть в компании). До того, как начнут беспокоиться окружающие.
Агорафобия
Ты не выходил из своей квартиры девять дней, из них последние два не видел дневного света. Продовольствие на исходе, а звонить в доставку стесняешься; час назад ты исписал последнюю ручку. Ты выглядываешь за штору и щуришься от яркого солнца. По улице кто-то ходит – очень много других людей. Постарайся не упасть, когда в толпе закружится голова, приятель! Ты ведь знаешь, что все станут смотреть.
Ты одичал, и, как и во многих других сложных положениях, тебе предстоит вырваться из замкнутого круга. Еще недавно ты проводил бóльшую часть времени вне дома, и общение с другими людьми не казалось тебе чем-то особенным; возможно, ты необычайно вымотался и дольше обыкновенного ждал перерыва в работе. Но что-то пошло не так, за тремя днями затворничества последовал четвертый, и вот ты уже живешь по канадскому времени, сутками не разговариваешь, необходимость выйти в открытое пространство вызывает у тебя смутную тревогу, а от света кружится голова.
Как справиться самостоятельно: постарайся, шаг за шагом, приблизиться к образу тех других, за окном. Сначала установи себе жесткий режим: легче всего дело пойдет, если сможешь ложиться в 11, спать примерно семь часов и не залеживаться до начала рабочего дня. Обеспечь себя солнечным светом и свежим воздухом — приятель из мединститута подтвердит, что это более действенная мера, чем кажется. Старайся не сидеть в тишине — готовься к шуму улицы, включая какие-нибудь хорошие записи. Когда появятся силы, начни составлять выполнимый список дел на день и следуй ему; мы часто оттягиваем отход ко сну, потому что не чувствуем уверенности, что день прошел не зря. Вместе с продуктивной работой к нормальному самочувствию добавится уважение к себе. Теперь можно выйти на улицу, не чувствуя себя оленем в свете фар. Самое время встретиться с друзьями.
Когда обратиться к врачу: важно вовремя (скажем, на четвертый день) поймать себя на самообмане и, не оставляя себе права выбора, пойти на хорошую прогулку, поговорить с кем-то вне дома. В целом, не надо ждать развития болезни, и искать следует не столько лечения, сколько руководства по корректированию своего поведения. При тревожных состояниях имеет смысл относиться к своему организму как к капризному ребенку — необходимо научиться как прислушиваться к нему, так и определять волевым решением границы и рамки.
Диагностический тест: Шкала Занга для самооценки тревоги ([рус.] или [англ.])
Обсессивно-компульсивное расстройство
…Моргнуть, моргнуть, прокашляться, моргнуть, моргнуть, прокашляться, встать из-за стола, три поворота по часовой стрелке, моргнуть, моргнуть, прокашляться, правой, левой, правой, левой, правой. Достать из кармана ключи. Провернуть нужный ключ по всему колечку брелка. Моргнуть, моргнуть, моргнуть... Два раза моргнуть и прокашляться. Это ошибка. Ключи в карман, вернуться за стол и попытаться в третий раз. Ты собирался выйти из дома четыре минуты назад.
Каждый в детстве обходил трещины на асфальте и каждый задумывался, почему он это делает. Мы выросли, и есть предложение получше — теперь можно разнообразить самым невероятным образом любое действие, не ограничиваясь ходьбой.
Как справиться самостоятельно: чтобы предотвратить развитие легкой формы расстройства, полезно проводить время среди людей, с которыми можешь поговорить по душам. Чем больше твоих переживаний (любого рода) находит выход и получает отклик, тем меньше тебя будет затягивать в собственные мысли. Обсессивно-компульсивное расстройство — тяжелая вещь, и похоже, что обычной предрасположенности здоровому человеку недостаточно, чтобы попасть в беду, когда симптомы станут сильнее простых мер — общения, продуктивного труда и физических нагрузок. Конечно, как и в любом пункте этого списка, мы подразумеваем, что ты не похож на того парня из Button Poetry — в противном случае ты наверняка знаешь свои врачебные предписания сам.
Когда обратиться к врачу: если навязчивые мысли и ритуалы подчиняют себе все больше времени и мешают жить, вызывая частую тревогу, бессонницу или печаль.
Диагностический тест: Шкала Йеля-Брауна для оценки симптомов ОКР ([рус.] или [англ.])
Паранойя
Детали твоей истории не имеют значения, главное — ее суть. А суть проста — все окружающие лгут, преследуя корыстные цели, и желают тебе зла. Единственный человек, которому можно доверять на этой войне — это ты сам.
Паранойя — очень странное состояние. Оно самое зловещее из всех пяти перечисленных — его, кажется, невозможно осознать, не отдалившись хотя бы на три-четыре месяца от последнего эпизода. Параноидальные мысли возникают, когда тебя предает твой главный козырь, преимущество твоего биологического вида над прочими — способность к выявлению закономерностей в потоке информации.
Как справиться самостоятельно: никак. Похоже, что состояния, в которые человек входит бессознательно — самые тяжелые. Сложно сказать, можно ли вообще справиться с параноидальными мыслями как таковыми без чьей-либо помощи. Можем лишь заверить, что если тебя, условно говоря, перестанет пугать мысль о лишней крошке в тарелке, то и подозрения, что завистливые гости незаметно подлили тебе жира в салат, наверняка исчезнут без следа вместе со страхом.
Когда обратиться к врачу: как только появится навязчивая мысль о преследовании. В первую очередь — если нет полной уверенности, что ты знаешь корень проблемы и сможешь справиться с ней своими силами.
Диагностический тест: [англ.]
Депрессия
Каждое утро, выключив будильник, ты должен будешь заново убедить себя в неправдоподобном обстоятельстве: ты не мертвый — это ты такой живой. Прежде чем позвонить родителям, ты запишешь себе пять-шесть реплик о последних событиях, потому что когда ты попытался импровизировать в прошлый раз, изобразить вовлеченность оказалось сложнее, чем пересказывать виденное в раннем детстве кино. Жизнь станет похожа на вечеринку, где ты —лишний и посторонний; ты и рад бы не портить другим праздник, но уйти нельзя. Работа перестанет спориться из-за вечной сонливости и неспособности сосредоточиться, превращаясь из последней радости в первого предателя. Проходя мимо человека, спящего на улице, ты испытаешь легкую зависть, через мгновение – тяжелое чувство вины.
Как справиться самостоятельно: часто говорят, что без лекарств ничего не получится, но автору удалось вернуть к жизни друга, уже почти погрузившегося в пучину депрессии, при помощи собственного жизнелюбия и совета ни за что себя не жалеть. В самом начале такой истории как никогда эффективен стандартный набор — спорт, общение и труд. Для этого расстройства характерно безнадежное угнетенное состояние, зато решение проблемы подарит тебе самое чистое и ясное счастье на свете, неспособное стихнуть или сойти на нет — каждая минута, свободная от старых мыслей, покажется до слез прекрасной. Важно помнить, что никакой труд не проходит бесследно, и что все когда-нибудь кончается.
Когда обратиться к врачу: ...или, как ты услышал на самом деле, «Сколько позволяется тянуть?». Если имеешь возможность проконсультироваться, лучше не откладывать. Есть шанс, что тебе смогут помочь, даже если ты предпочитаешь обходиться без медикаментов.
Диагностический тест: Шкала депрессии CES-D/CESD-R ([рус.] или [англ.])
Подпишитесь на нас в социальных сетях