Первый канал у тебя в штанах
Почему телевизор лучше соцсетей?
Илья Клишин признает, что никогда не уйдет из «Фейсбука», но и свой внутренний диалог не прекращает. В новой колонке он рассказывает, почему лучше смотреть Первый канал, чем в десятый раз за день пролистывать френд-ленту.
Начинать текст с эпиграфа, даже еще и с цитаты из Пелевина,— такая вопиющая наглость, что я, пожалуй, ее даже себе позволю: «Когда шесть миллиардов Мюнхгаузенов крест-накрест держат за яйца друг друга, миру ничего не угрожает».
Это я про фейсбук, конечно. Ну или любую другую социальную сеть. Вообще без разницы. Вот это липкое варево, психическое болото, где даже об уходе в модный «диджитал детокс» по случаю отпуска или православного поста полагается сообщать подписчикам и считать потом лайки-лайки-лайки. Истинно вам говорю: легче остановить внутренний монолог, чем действительно навсегда уйти оттуда.
Такова уж природа человека: современного, но по-прежнему ленивого, алчного, мнительного. Есть подозрение, что будущее наступило слишком рано. Фантастам, конечно, веры мало: если верить этим ребятам, мы давно уже должны летать на Марс в белых обтягивающих комбинезонах, а не играть в «2048» на айфонах в душном метро. Но все же. Возможно, лет через сто люди научатся использовать термоядерную энергию не для оружия, а для холодного синтеза, а интернет вновь, как когда-то, станет инструментом их интеллектуального развития.
Потому что сейчас это даже близко не так. Вот вспомните, когда вы в последний раз заходили в фейсбук и становились от этого умнее, светлее, чище? Смешно ведь даже звучит. В социальные сети заходят, чтобы убить время, покрасоваться, выместить злобу, попаясничать, но никак не за тем, чтобы стать лучше.
Ничего хорошего, конечно, но и ничего ужасного. Обычное зеркало наших пороков. Я и сам вот, задумавшись о чем-то в этом месте написания текста, полез машинально в фейсбук. Там, к слову, ничего интересного. Украина, бородатая женщина и люди, которым надоели Украина и бородатая женщина.
Проблема, впрочем, не в этом, а в том, что люди, проводящие время в фейсбуке, уверены чуть ли не в своем нравственном превосходстве над людьми, смотрящими «Первый канал», и полагают себя, натурально, следующим звеном эволюции, а также обладателями правды. Зрители «Первого канала», что примечательно, не особенно возражают против такой картины мира. Принято, в общем, так считать.
Но это не так. В фейсбуке людей одурачивают куда более искусно и незаметно да еще и их же собственными руками. Пропаганда через телевизор напоминает прожектор: куда он бьет — там ярко, сделай шаг в сторону — там темно. Манипулирование общественным мнением через социальные сети больше похоже на пропускание света через огромное сито: мягкий свет почти не заметен, но и скрыться от него невозможно. Ирония в том, что те, на кого «светят» через это хитросплетенное «сито», сами же его, это сито, и составляют. Своими телами, умами, точнее сказать, пальцами.
Казалось бы, сидят в фейсбуке. Нажимают лайки, репостят картинки, устраивают медиасрачи, а на самом деле вполне добровольно подвергают себя массированной пропаганде. Инструмент управления прост — записывайте: заполняете ленты одной темой (можно за деньги, можно за интерес, за испуг; масса есть способов в современной России), а дальше садитесь и с довольным видом попиваете айс-кофе. Потому что включается стадное чувство. Если все это обсуждают, значит, это важно, надо и мне что-то сказать. Но если все уже все сказали, надо с циничным видом написать, как они все надоели. А если и циники уже все выступили, надо пренебрежительно пошутить про всех этих людей. Et cetera. «Нулевого пациента» и разведка едва ли найдет, а все участвующие в мероприятии люди даже и не подозревают, что это не просто так, а для того, чтобы кто-то заработал миллиард долларов. Или ввел куда-то войска, например.
Опять же, все бы ничего (все же взрослые люди), если бы не отношение к «Первому каналу», который, разумеется, от всего вышесказанного не перестает показывать топорно сработанную пропаганду. Выглядит это примерно так. Стоят двое у метро и разговаривают. В их разговоре все время незаметно для них самих звучат рекламные джинглы. «Вчера с Олькой пошли в кино. Вместе мы фруктовый сад!», «Ну там неплохо в целом было. Весело и вкусно, Макдоналдс!» А потом они видят человека, который раздает флаеры за небольшую, но зарплату и говорят: «Вот дебил».
Подпишитесь на нас в социальных сетях