Новые женщины Диснея
Как эволюционируют главные героини мультфильмов и какими растут нынешние девочки
В русском прокате идет «Малефисента» — снятый студией Уолта Диснея ремейк его «Спящей красавицы», в котором все вывернуто наизнанку. Под впечатлением от драматической истории классической злодейки мы заинтересовались меняющимся образом женщины в диснеевских шедеврах: с годами очаровательных невест (в перспективе — верных жен и любящих матерей), окруженных бабочками и бурундучками, сменили феминистки и покорительницы дикой природы, а бессердечные мачехи и прочие коварные вредительницы обрели душу, полную терзаний и подавленного желания любить.
Слоган «Малефисенты» гласит: «Не верьте сказкам».
Этот девиз можно считать итогом эволюции студии Disney, которую мы могли наблюдать в последние 20 лет. Призыв главного поставщика детских грез не верить его же собственной продукции — очевидная провокация, розовощеких принцесс и хеппи-эндов никто не отменял, но отрицать существенные перемены в идеологии диснеевских мультиков нельзя. Может быть, решение сделать главной героиней не Спящую красавицу, а злую волшебницу трудной судьбы (конечно, куда более интересной, чем у принцессы, которая проторчала 16 лет в домике с милыми феечками, потом вздремнула и тут же обрела альфа-жениха), связано с модой на мрачные версии сказок, введенной Терри Гиллиамом, — вспомните хотя бы «Красную шапочку», снятую режиссером «Сумерек». И тем не менее, другие героини Disney последних лет указывают на то, что готик-трендом вопрос не исчерпывается.
Виктория Анохина, психолог Московской психиатрической клинической больницы №1 имени Н. А. Алексеева:
«Мудрость сказок в том, чтобы научить девочек, как пройти инициацию и стать женщинами. Для этого и нужны сложности. Если вернуться к классическим сказочным историям и рассмотреть смысл отрицательных персонажей, мы увидим, что их роль очень важна: они создают для героини испытания, тем самым позволяя ей пройти свой путь. В настоящий момент появилась абсолютно новая тенденция пересмотра классического понимания зла и добра. В наше время психология стала невероятно популярной, все ею интересуются, поэтому стало возможным показать в сказке, что не бывает однозначно плохих и злых людей. Психологи подтвердили слова Ницше: “Долгие и великие страдания воспитывают в человеке тирана”. Отрицательный персонаж страдал и обозлился — на его примере показывается, что героине делать нельзя, чтобы не стать монстром».
Самостоятельность и независимость
Сначала, вперемежку с королями-львами и ожившими игрушками, появились Белоснежка, Белль из «Красавицы и чудовища» и Золушка — поющие нежные тихони с тонким станом. В 1995-м же появляется Покахонтас — бравая индианка, спасшая белого человека от своего отца-вождя. Критика осудила создателей мультфильма за образ героини, которая выглядела экзотическим лакомым кусочком и чье краснокожее геройство в итоге было задвинуто на второй план, за широкую спину пришлого золотоискателя.
Принцесса Эльза, героиня «Холодного сердца», поет: “The perfect girl is gone” («Идеальная девушка — в прошлом»). Эльза, наделенная даром все замораживать, бросает трон и, желая оставаться самой собой, строит личный дворец изо льда с намерением в одиночестве жить в нем счастливо и свободно. А за 15 лет до этого Мулан, героиня одноименного мультфильма, во время военного похода, когда солдаты пели песню о девушках своей мечты, недоумевала:
«Как насчет девушки с головой на плечах, которая может делать все сама?»
Сегодня одним из способов героини проявить самостоятельность стал бизнес: героиня «Принцессы и лягушки», девушка из бедной новоорлеанской семьи, мечтает открыть свое дело — ресторан, который стал бы жемчужиной штата. Она умна и с детских лет привыкла много работать, следуя наставлению отца о том, что мало просто загадать желание — нужно еще и приложить усилия. Тиана больше не верит в сказки, поэтому принцу-лягушке приходится уговаривать ее себя поцеловать. О былых временах напоминают настоящая капризная принцесса, которая вызывает раздражение, и фраза светлячка: «Женщины любят, когда у мужчины большой бампер с подсветкой».
В итоге девушка, мечтающая о принце из сказок, остается ни с чем, в отличие от Тианы, которая открывает ресторан и берет своего принца на работу — гитаристом.
Внешний вид и поведение
Женская красота в диснеевских мультфильмах тоже видоизменилась: наряду с большеглазыми и белолицыми девушками появились красотки других национальностей. Темные силы обрели неведомую привлекательность: худые, красивые, в стильных черных платьях. Наконец, главные героини и вовсе начали храпеть, пускать слюни во сне, неприглядно выглядеть по утрам — все ближе к прозе жизни. Мерида из «Храброй сердцем» ходит растрепанной и рвет на себе парадное платье, чтобы не мешало пострелять из лука.
Отношения с принцем
Принцы стали неактуальны: это можно наблюдать, начиная с истории китаянки Мулан. Она пытается продолжить семейные и культурные традиции своей страны, но проваливает знакомство с китайской свахой — толстой вершительницей девичьих судеб. Вообще, весь этот обряд, когда юные китаянки, напудрив лица добела, выстраиваются в очередь невест, выглядит старомодно и унизительно. Поэтому Мулан находит иной путь сохранить честь своего рода — облачиться в военные доспехи героя-отца и вступить в ряды китайской армии. В итоге она спасает страну, становится героиней, получает от императора высокую должность и, как бы в довесок, любовь своего командира: финал и без этого выглядел бы вполне благополучно. На этом повествование заканчивается, но очевидно, что дальнейшие семейные отношения Мулан значительно отличаются от схемы, когда мужчина полностью доминирует в доме. Героиня абсолютно независима, причем у нее гораздо лучше получается стрелять, чем вести чайную церемонию, не проливая чай на присутствующих.
Мерида, героиня мультика «Храбрая сердцем», вообще не нашла себе партию. Во-первых, ей так не хотелось этого изначально, что она превратила в медведицу мать, принуждавшую ее к замужеству, во-вторых, все претенденты оказались ущербными в сравнении с ней. Эльза из «Холодного сердца» к концу мультфильма снимает снежные оковы со своего королевства силой сестринской любви, а не благодаря любви к какому-нибудь принцу. Мужчины все чаще оказываются всего лишь помощниками женщин на их пути к мечте или выполнению священного долга. Блондинка Рапунцель вообще постоянно спасает своего спутника: лечит раны, отвлекает разбойников песнями, заводит дружбу с конем. Миссией главного героя становится не спасение или завоевание принцессы, а пересмотр собственных жизненных приоритетов, как раз благодаря встрече с героиней. Рапунцель сбегает из заточения, познает неведомый ранее мир, совершает решительные поступки, а герой тем временем разбирается в себе. Возможно, именно поэтому перед мировой премьерой название «Рапунцель» было заменено на «Запутанная» (англ. — Tangled), чтобы сделать посыл более «гендерно нейтральным».
В «Принцессе и лягушке» поднимается современная проблема: женщина, ставя карьеру на первое место, забывает о любви и семье. Героиня прагматична, не умеет веселиться, а поет в мультфильме в основном растяпа-принц.
Ну, и вернемся к «Малефисенте». Думаете, поцелуй принца способен разбудить юную Аврору?
Мать и мачеха
У Золушки, Жасмин, Русалочки, Белль, Покахонтас матерей не было. У Рапунцель, Тианы, принцесс из «Холодного сердца» они есть. Мамы выглядят молодо, как София Ротару или Надежда Бабкина, и они не принимают участия в судьбе своих дочерей, или же те поступают наперекор своим родителям, доказывая, что могут сами строить свою жизнь. Для Мериды из «Храброй сердцем» полюбить мать стало главной миссией.
Мачехи же становятся жестче и коварнее, но при этом их отношения с падчерицами больше не сводятся к абстрактной борьбе добра и зла. В этих отношениях появляется психологизм, свойственный диалогу женщины и девушки, противостояние опыта и молодости, достоинства и юношеского максимализма. В «Рапунцель» мачеха — красивая брюнетка, которая похищает маленькую героиню, чтобы сохранять свою красоту чудодейственной силой ее волос. Она заточает ее в высокой башне, но при этом всячески заботится о ней, снабжает книгами и оберегает.
Виктория Анохина, психолог:
«Переводя язык сказки в реальную плоскость, можно, например, сказать, что когда девочка перестает быть ребенком, она как бы становится соперницей матери: две самки в одной берлоге. Наступает время девушке покинуть семью, и матери начинают вести себя как мачехи, создают некомфортные условия, чтобы девушка успешно прошла сепарацию, оторвалась от семьи и начала создавать собственную. Самостоятельность в нашем мире очень зависит от родителей, многие из которых слишком долго опекают своих чад, не отдают детям ответственность за их жизнь».
Покорение природы
Диснеевские героини всегда были близки к природе. Некоторые постоянно живут в лесах, но даже жительницы замков и городов неизменно разговаривают с лошадьми и в качестве лучшего друга выбирают хамелеона, птичку или рыбу. Теперь же можно заметить, что героини не просто вошли в это царство и стали там своими, но и превратились в его покорительниц. Бабочек, грызунов и ящериц заменили звери покрупней. Мерида из «Храброй сердцем» видит лесных фей и вообще чувствует себя в лесу гораздо увереннее, чем ее мать, даже в медвежьей шкуре. Она покоряет возвышенности и пьет воду из недоступных другим горных источников. Ей гораздо комфортней на лоне природы, чем в цивилизации с замками и никудышными женихами. Эльза из «Холодного сердца» — покорительница снежной стихии, способная уничтожить свой город, заковав его во льды.
Сказка стала другой: на смену мужественным героям, воюющим за сердце принцессы, пришли смекалистые девушки, стремящиеся к самостоятельности. Возможно, скоро традиционных волшебных помощников, вроде лягушат, хамелеонов и рыб, заменят гаджеты. Принцессы начнут бороться за права белых медведей и спасать человечество от инопланетян и нерадивых президентов. Но, как говорит тролль из вышеупомянутого «Холодного сердца», люди не меняются. Мы продолжаем верить в счастливый конец, который уже не всегда соответствует былым канонам, но все равно всегда достигается силой любви, какой бы она ни была. В этом ключе интересно посмотреть новую экранизацию «Золушки», которая выйдет в 2015 году. Какого пола окажется принц на этот раз?
Илья Юдович, режиссер анимационного кино, художник-мультипликатор:
«Я думаю, что мультипликация, как и любое искусство, каким-то образом перерабатывает и частично представляет мифологию общества, в котором мы живем. Описанные тенденции — прежде всего социальные, а жизнь первична по отношению к искусству. Это, безусловно, правдивое отражение женщины как
мифологического персонажа в современном американском обществе, где важными ценностями считаются равноправие и независимость. Это тенденция. Компания “Дисней” транслирует ценности востребованные, поскольку она ориентирована на рынок; эти ценности хорошо экспортируются, и мне, в общем, это приятно, потому что хорошо, когда различия между людьми уважаются. Но я думаю, что художника, вообще-то, реальная женщина должна интересовать намного больше, чем женщина как социальный миф. Реальность всегда сложнее и интереснее любой тенденции, и во все времена, при любых раскладах в иерархии социальных героев и типажей, нас вдохновляет настоящий человек во всей полноте его противоречивых печалей, осторожных радостей, трепетных секретных надежд и всего такого. Реального человека невозможно наделить универсальными чертами, вернее, возможно, но бессмысленно. В этом зазоре между реальностью и моделью, именно в том, чем мы пренебрегаем, моделируя, и находится огромный потенциал для чуда и вдохновения».
Подпишитесь на нас в социальных сетях