В гостях у сказки
Неудачная дефлорация, затянувшееся детство, комплекс неполноценности и другие сказочные сюжеты
Даже если у вас нет детей, это не значит, что вы не должны разбираться в сказках. Опыт неудачной дефлорации, инцестуальные желания и затянувшееся детство — все эти хорошо знакомые городскому жителю проблемы можно решить, внимательно перечитав любимые детские истории или посмотрев пару мультиков. Такое (только на первый взгляд!) парадоксальное решение было предложено на лекции «Психология волшебной сказки».
То, что сказками можно лечить, знали еще много веков назад: тогда бабки и няньки повторяли одну и ту же сказку больному ребенку, как заговор. Прошло много лет, и образованные европейские психологи решили разобраться в вопросе как следует. Юнг выдвинул теорию архетипов, которые в зашифрованном виде хранятся в сказках, мифах и былинах. Продукт коллективного бессознательного, заботливо упакованный в образы драконов, волшебников и принцесс, передается из поколения в поколение, воспитывает нас и говорит о том, как себя вести следует, а как нет.
За юнгианскими теориями последовали лавинообразные увлечения сказкотерапией и исследования на тему того, что случится, если читать ребенку неправильные сказки. Но мы взрослые, и все сказки, правильные или нет, уже нами прочитаны — возмущаться бесполезно. Более конструктивный подход предлагают специалисты, занимающиеся сказкотерапией: при помощи анализа и разбора ваших любимых сказок или сочинения собственных вы сможете осознать свои типичные жизненные сценарии, а осознание — это уже немало. Теперь, прежде чем в очередной раз впадать в истерику или влюбляться в урода, вы, быть может, вспомните, что можно вести себя по-другому и никто вас не заставляет быть несчастным.
Прежде чем перейти к разбору зашифрованных в сказках посланий человечеству, нужно уточнить два момента. Первое — разница между народными и авторскими сказками. Сторонники народных сказок утверждают, что в авторских зашифрованы только «тараканы» самих авторов и ничего хорошего нам в них не найти. Но это мнение можно легко опровергнуть, вспомнив, что многие авторские сказки написаны на основе народных и к тому же в переложении автора они предназначены для современного городского жителя, а не средневекового деревенского ребенка. Вторая проблема, которая часто возникает при разборе сказок, — это вопрос интерпретации событий: следует ли трактовать их буквально или воспринимать сказку как знаковую систему со своими координатами? Мы будем исходить из того, что нам одинаково интересны и авторские, и народные сказки, и не будем трактовать их буквально.
Проблема: Низкая самооценка, зависимость от родителей, неуверенность в собственных силах
Сказка: «Иван Царевич и серый волк», любые другие сказки с участием Ивана Царевича
Есть мнение, что «Маленький принц» Экзюпери — вершина ностальгии по детству, и Принц — это не что иное, как инфантильное нежелание взрослеть и чрезмерная привязанность к фигуре матери, которым так подвержены армии городских кидалтов.
Сюжет: Все сказки с Иваном Царевичем строятся по схожему сценарию. Вначале он забитый младший брат, которого терроризируют старшие родственники. Родители отдают Царевича в дар чудищу, у которого он томится в плену, пока не повзрослеет и не решится на побег. В результате побега он проходит через множество фантастических испытаний, становится сильным и мужественным, получает царевну и царство в награду за героические подвиги. Старшие братья жалко трепещут, родители с горечью осознают, насколько они недооценили своего младшенького.
Зашифрованный сценарий: Сказки этого типа являют собой инициатические сказки, в которых персонажу суждено пройти через испытания, чтобы повзрослеть и добиться признания. Герой в конце такой сказки не равен самому себе в ее начале. Обыгрывается обряд инициации, через который до сих пор должны проходить подростки в примитивных культурах.
Решение: Пора взрослеть! Если вы чувствуете себя забитым Иваном Царевичем, все, что вам остается, — это выбрать испытание посложней. Не делайте скидок: стремитесь поступить в престижный вуз, ищите сложную ответственную работу, отправляйтесь в волонтерскую поездку в Никарагуа и добейтесь недоступной девушки мечты. Все, что таит в себе темный заколдованный лес, кишащий ведьмами и чудищами, может стать вашем ключом к счастью. Преодолейте себя, и тогда мнение вечно недовольных родителей и низкая самооценка уйдут в прошлое (на самом деле нет, но хотя бы на время вам полегчает).
Проблема: Формальный подход к решению проблем, неспособность мыслить за пределами шаблонов
Сказка: «Кот в сапогах»
Сюжет: После смерти отца трем братьям досталось наследство: старшим — мельница и осел, а младшему — только кот. Тот впал в отчаянье, от которого его спас хитрый и предприимчивый Кот, помогший своему хозяину хитростью заполучить титул, земли и прекрасную невесту.
Зашифрованный сценарий: По мнению юнгианцев, все персонажи сказки представляют собой субличности главного героя, таким образом и младший сын, и Кот-в-сапогах — это лишь части одного человека. Кот, как и все животные-помощники, которые встречаются в сказках, олицетворяет спонтанное, звериное начало в человеке, а также духовную силу. Отказавшись от формального подхода (без мельницы у меня не будет денег), герой подключает смекалку, харизму и решительность в лице Кота и получает все, что хотел.
Решение: Если вы привыкли решать все проблемы формально и всегда поступать «правильно», нужно смириться с мыслью о том, что правильное поведение не всегда является единственно верным и возможным. Иногда спонтанный подход и эмоциональная вовлеченность помогают эффективно решить проблему. Вы можете расположить к себе людей и получить то, чего хотите, не мучаясь, как обычно. Гибкость и способность нарушать чересчур строгие правила (если нужно и, конечно, без ущерба для окружающих) значительно упростят вашу жизнь.
Проблема: Подверженность унынию, уверенность, что «все будет плохо и никогда не изменится»
Сказка: «Золушка»
Отдельную роль играет туфелька (или любой предмет обуви) — обычно в сказках она символизирует супружеские отношения. Поэтому часто туфельку либо дарят, либо теряют, либо примеряют и т. п. Кстати, вопреки общему мнению туфелька Золушки была не хрустальной, а меховой. Ошибка возникла из-за неточностей перевода.
Сюжет: Золушка — дочь обедневшего вдовствующего аристократа, которая вынуждена жить в доме злой мачехи. Пока ее сводные сестры поедают сладости и возлежат на мягких диванах, она занимается рабским трудом. Но у нее есть мечта попасть на бал, и в этом ей поможет фея-крестная — но при условии, что в полночь та вернется домой. На балу Золушка очаровывает принца и потом исчезает, оставив лишь туфельку, по которой тот впоследствии ее и находит. Все заканчивается счастливым браком.
Зашифрованный сценарий: Преодоление запрета на пути к соблазну является одним из основных способов разрешения внутреннего конфликта. Танец Золушки на балу — это символ духовного освобождения и преодоления негативного жизненного сценария (остаться на всю жизнь уборщицей в доме мачехи). В то же время стоит помнить, что любое раскрепощение должно иметь предел. Если бы Золушка не ушла ровно в полночь с бала, то есть не соблюла бы заданные правила, она бы все потеряла — так происходит с героиней сказки «Красные башмачки», которая, получив вожделенные туфельки обманным путем (преодолев запрет), забывает всякие приличия. Заслужив проклятие, она пускается в безудержный пляс, и в итоге палач отрубает ей ноги, которые продолжают преследовать героиню, пока у той не разорвется сердце.
Решение: Осознайте, что из любой, даже самой сложной ситуации есть выход. Думая иначе, вы запрещаете себе быть счастливым. И те, кто убеждает вас в том, что все будет плохо, например авторитарная фигура матери («если ты будешь себя так вести, ты никогда не будешь счастливой»), также руководствуются правилами запрета. Единственный способ выйти из замкнутого круга — преодолеть запрет и наслаждаться тем, чего вы всегда желали, но боялись сделать. Хочется вам принять иудаизм, заняться чечеткой или начать встречаться с нищим библиотекарем — вперед! Это только ваша жизнь, и решать тоже только вам.
Проблема: Тяжелое и длительное переживание травмы, уход в себя
Сказка: «Спящая красавица»
Сюжет: У короля и королевы рождается дочка, на крестины созваны феи со всего королевства, кроме одной, которую все уже давно считают мертвой. Но она появляется во дворце и от обиды проклинает маленькую принцессу: теперь той суждено умереть, уколовшись о веретено. Проходит 16 лет, и принцесса, вопреки усилиям отца, уничтожившего прялки в стране, умудряется все-таки уколоться и впадает в непробудный столетний сон. За сто лет замок обрастает колючим непроходимым шиповником, но все равно принцессу находит принц и пробуждает ее поцелуем. Далее в некоторых вариантах сказки следует продолжение со злоключением принцессы и двух ее детей, которых пытается съесть свекровь (мать принца). Но все кончается хорошо.
Зашифрованный сценарий: По Берну укол веретеном является символом опыта неудачной дефлорации, после которой девушка, пережившая травму, уходит глубоко в себя, защищаясь от внешнего мира «колючками». Символ неприступного замка как психологической обороны от внешнего мира также фигурирует в сказке про Рапунцель, которая заперта злой колдуньей (материнское начало) и отращивает волосы. Длинные волосы — одна из эмблем девственности: не случайно во многих традициях древности женщины, выходя замуж, обстригали волосы или прятали их под платок.
Решение: Если с вами произошла какая-нибудь гадость, даже очень большая и неприятная, последнее, что надо делать, — увлекаться переживанием своей проблемы. Смаковать подробности, вспоминать из раза в раз все события, лежать пластом несколько месяцев, думать о суициде и удаляться из соцсетей — все это вам вряд ли поможет. Пострадать несколько дней вполне нормально, но растягивать переживания на долгие месяцы и впадать в транс — последнее дело. Возьмите себя в руки, займитесь чем-нибудь, запишитесь к психологу, в конце концов. Все, что было, прошло. Если же вы оказались по другую сторону баррикад и вам приходится будить спящую принцессу, тогда запаситесь терпением и тактом, но будьте настойчивым, иначе результата не будет.
Мы перечислили только несколько сценариев, а их великое множество: Красная Шапочка и инцестуальный вызов волку, который на самом деле ее дедушка, Красавица и Чудовище и умение проникать в суть вещей, Морозко и фигура матери как символ чрезмерной деструктивной опеки — перечислять можно долго. Перечитайте или пересмотрите сегодня вечером свою любимую сказку и погрузитесь в размышление: о чем она на самом деле, часто ли вы себя ведете как любимый персонаж и так далее. Сильно увлекаться не советуем: можете себе такого нафантазировать, что страшно станет. Если вы решите устроить домашний сеанс сказкотерапии, вам помогут следующие книги, а если нет, то их можно просто почитать, потому что они интересные.
Владимир Пропп. Исторические корни волшебной сказки
Бегло пробежав по оглавлению, вы найдете разделы под названиями «Фу-фу-фу» и «Замогильный конь». Книга обещает увлекательное приключение в мире сказки.
Мария-Луиза фон Франц. Толкование волшебных сказок
Дельное и интересное руководство от доктора философии и преданной ученицы Юнга.
Джеймс Джордж Фрэзер. Золотая ветвь. Исследование магии и религии
Фундаментальное исследование английского религиоведа и этнолога Джеймса Фрэзера, которое поможет разобраться в связи первобытных религий и магии. Не связано напрямую со сказками, но проясняет многое о мифологии, ритуалах и культах.
Обязательно к просмотру
«Снежная королева»
«Крабат. Ученик колдуна»
«Кащей Бессмертный»
«Морозко»
«Халиф-аист»
«Золотая антилопа»
«Руслан и Людмила»
«Дикие лебеди»
Подпишитесь на нас в социальных сетях