Топ-7: диктаторы
Самые яркие кинодеспоты до Саши Барона Коэна
В прокат вышел фильм «Диктатор» с Сашей Бароном Коэном в роли деспотичного вождя Аладина, который рискует жизнью, чтобы не допустить прихода демократии в его родную Вадью. W→O→S вспомнил самые интересные киновоплощения лидеров тоталитарного режима, реальных и вымышленных.
«Макс» (2002, реж. Менно Мейес)
Около мюнхенского «Гаража» знакомятся еврейский галерист Макс Ротман (Джон Кьюсак) и подающий надежды художник Адольф Гитлер (Ноа Тейлор). Оба ветераны Первой мировой, только первый вернулся без руки, но к любящей семье, а второй остался невредимым и неприкаянным.
Ротман будет повсюду представлять своего протеже как молодого футуриста.
Гитлер так и не сможет выплеснуть себя на холст, зато на импровизированных митингах в кабаках и на площадях проявит себя как талантливый акционист. Сперва над его речами будет смеяться даже проститутка в исполнении Юлии Высоцкой, но когда дело дойдет до еврейского вопроса, завсегдатаи пивных проявят больше воодушевления. Главный злодей ХХ века предстает в фильме как обычный человек, не разобравшийся в своих талантах: к сожалению, говорил он убедительнее, чем рисовал.
«Чай с Муссолини» (1999, реж. Франко Дзеффирелли)
В прошлом году фильмом «Фауст» Александр Сокуров завершил свою тетралогию о власти. Предыдущие три фильма «Молох», «Телец» и «Солнце» рассказывали о последних днях Гитлера, Ленина и японского императора Хирохито. Во всех фильмах великие диктаторы показаны простыми людьми, чью психику разрушает тяжкий груз власти
У Дзефирелли дуче появляется в единственной сцене — во время вынесенного в название чаепития с пожилыми английским леди. Тетушки в восторге от «нового императора», который оказался таким обходительным джентльменом. Муссолини в фильме антифашиста Дзефирелли — дьявол, которого общество наделило статусом и полномочиями бога.
«Генерал Иди Амин Дада: Автопортрет» (1974, реж. Барбет Шредер)
Героем документального фильма Барбета Шредера стал один из самых одиозных и при этом карикатурных диктаторов в мировой истории. Иди Амин — президент Уганды, генерал и каннибал — раскрывается перед камерой с завидной непосредственностью. Основной парадокс этого зрелища состоит в том, что, несмотря на лютый террор, учиненный Амином за кадром, во время просмотра ловишь себя на симпатии к этому веселому, искреннему и жизнелюбивому парню. Среди других фильмов о нем — «Последний король Шотландии» (2006 год) и Rise and Fall of Idi Amin (1981), созданный Кенией в копродукции с Великобританией (на протяжении полутора часов генерал только и делает, что кого-то казнит, насилует или ритуально поедает).
«Отряд ″Америка″: Всемирная полиция» (2004, реж. Трей Паркер)
В неудачном кукольном мультфильме создатели «Южного парка» издеваются над знаменитостями. Хорошо получилось только с Мэттом Деймоном (у него имя и лицо смешное) и с Ким Чен Иром — он здесь главный злодей, который мечтает превратить планету в одну большую страну Северную Корею. Помогать ему должна Партия исключительно даровитых актеров и режиссеров (сокращенно П****) во главе с Алеком Болдуином. Изредка отвлекаясь от американских звезд и ядерных боеголовок, Ким Чен Ир бродит по своему вечно пустынному дворцу и поет песни о том, что его никто не любит (судя по успеху, с которым прошли его недавние похороны, переживал вождь напрасно).
«Бакенбарды» (1990, реж. Юрий Мамин)
Едва ли не самая яркая перестроечная сатира, в которой власть, опираясь на консервативные культурные ценности, устанавливает диктатуру.
Диктатора, лидера поклонников Пушкина, играет Виктор Сухоруков.
Вооружившись тростью, пушкинисты освобождают город от банды панков-нигилистов «Капелла» и от «Бивней», спортсменов-гопников, отжимающихся с батареями. Взяв власть в свои руки, партия «АСП» («Александр Сергеевич Пушкин») очищает город от лермонтовцев и других инакомыслящих, чем провоцирует гнев народа и последующий переворот со сбриванием бакенбардов. Фильм имеет цикличную структуру, пессимистично констатируя, что обритые пушкинисты все равно превратятся в массу, захватывающую улицы, — теперь под знаменами с изображением бритого Маяковского.
«Земля в трансе» (1967, реж. Глаубер Роша)
Главный герой бразильского режиссера — поэт, идеалист, витальный анархист. Он борется с консервативным режимом, который возглавляет его бывший друг и наставник. Однако альтернативный кандидат, с подачи героя набирающий популярность, не оправдывает ожиданий революционеров, и в результате политических рокировок диктатор снова всходит на престол. В финальной сцене инаугурации он с демоническим выражением лица озвучивает кредо любого тирана: «Силой, любовью силы, вечной гармонией преисподней мы придем к цивилизации!» Этот поэтический шедевр, созданный под влиянием Брехта и французской новой волны, предсказал будущее разочарование романтически настроенной молодежи 1960-х и с четкостью, неведомой современному кинематографу, поставил ряд важных политических вопросов.
Фильм Тенгиза Абуладзе «Покаяние» (1984) аллегорически рассказывает историю противостояния свободного грузинского художника и локального вождя, соединившего в себе черты Муссолини, Гитлера и Сталина. Картина до сих пор остается одной из немногочисленных попыток десталинизации: в ней говорилось, что справиться с историческими травмами можно, лишь покаявшись за грехи предков
«Великий диктатор» (1940, реж. Чарльз Чаплин)
Безобидный парикмахер ранен на войне, в себя он приходит только через несколько лет, когда страной уже правит его демонический двойник Аденоид Хинкель. Фюрер носит форму со смешными нашивками, во время вспышек гнева и публичных выступлений (для него это одно и то же) переходит на немецкую тарабарщину и страдает распространенным расстройством — хватаясь за дюжину дел одновременно, не может ни одно довести до конца.
В финале цирюльник и душегуб меняются местами.
Пламенная речь главного героя о защите идеалов демократии знаменует восстановленный миропорядок. Через 70 с лишним лет Саша Барон Коэн в «Диктаторе» блистательно пародирует эту легендарную сцену, показывая, что сегодняшняя демократия не сильно отличается от диктатуры.
Подпишитесь на нас в социальных сетях