Вспомнить все: Дикое радио
![](/upload/2014/August/10_Sunday/6da2ec2eae30693ec1263a5f77711d38.gif)
Нагиев и Раиса Ивановна: передачи FM-диапазона в эпоху вседозволенности
![](/upload/2014/August/10_Sunday/54a18c9d78613d519aa8853825a44a60.gif)
![](/upload/2014/August/10_Sunday/08c44977733ce1b489ec0dad32f22b04.gif)
В конце 90-х — начале 2000-х интернет был далеко не у всех, и поп-культура приходила к детям и подросткам через только что появившиеся музыкальные телеканалы и FM-радиостанции, работавшие безо всяких возрастных ограничений. Тогда радиоведущих не обязывали фильтровать базар, и градус безумия в эфире зашкаливал. В то время орудовала целая банда звездных диджеев, которые не только знакомили слушателей с новой музыкой, но и вели обстоятельные разговоры о сексе, политике, тусовках и ужасах мироздания с неизменным абсурдистским юмором. А их гости в прямом федеральном эфире от души матерились и поливали грязью все, что движется. Этим летом, когда запретили мат и много чего еще, мы решили вспомнить и переслушать радиопрограммы, которые повлияли на наши подвижные детские мозги.
-------- Культовые авторские шоу --------
«Монморанси»
на радио «Эхо Москвы» и «Серебряный Дождь»
Ведущий: Александр Лаэртский
Годы выхода: 1995 — 2001
Вещание: федеральное
![](/upload/2014/August/10_Sunday/cffd473b2b32215f96b9d885405af29b.jpg)
![](/upload/2014/August/10_Sunday/d69dbd180564843e1af24ecb70e92732.jpg)
Почему стоит переслушать:
ради разговоров про Крым образца 1999 года, первого настоящего ультимативного гида по носкам, вышедшего в эфир за 10 лет до появления журнала FurFur, и эпического выпуска с конгениальным контртенором Эриком Курмангалиевым.
Почему слушали:
среди гостей мрачного философа-многостаночника Лаэртского были Эдуард Лимонов, Никас Сафронов, Владимир Жириновский, сексопатологи, орнитологи, наркологи и простые обманутые бабы. На повестке дня значились темы, о которых вряд ли задумывались воспитатели, родители и прочие взрослые, наглухо закупоренные в своих мещанских интересах.
«Show Time»
на радио Ultra
Ведущий: Раиса Ивановна
Годы выхода: 2000 — 2005
Вещание: Москва и Московская область
![](/upload/2014/August/10_Sunday/9c973b6170b545a4b370b61c3eee3b96.jpg)
![](/upload/2014/August/10_Sunday/af8977725f00346fa98a8b29c6455a4c.jpg)
Почему слушали:
в пенсионерке Раисе Ивановне, до «Ультры» 20 лет проработавшей диктором Всесоюзного радио, подростки видели возможность существования бабок из параллельной вселенной. Эти бабки виртуозно владели молодежным сленгом, разбирались в том, что круто, а что нет, и не заставляли носить шапку.
Почему стоит переслушать:
исключительно из ностальгических соображений. Вряд ли вы, как в свои 12, будете угорать над фразами вроде «вся эта байда и куча другого фуфла в сегодняшней программе», но смежные приятные воспоминания из детства точно нахлынут.
Слушать последний выпуск:
«Модель для сборки»
![](/upload/2014/August/10_Sunday/d9e718dd617366db3d26f3ac13a68dd9.jpg)
на радио «Станция», «Энергия», «Пионер ФМ» и в интернете
Ведущий: Влад Копп
Годы выхода: 1995 — настоящее время
Вещание: федеральное
![](/upload/2014/August/10_Sunday/4b6b9669df50bb4b4564a23245053a3e.jpg)
![](/upload/2014/August/10_Sunday/a82b1f0a2e0f08f11a1c3f4837182327.jpg)
Почему слушали:
«Станция» сама по себе была уникальным продуктом: до нее вот так запросто в дневном эфире невозможно было услышать интеллектуальную электронику. «Модель для сборки» предлагала невиданный образовательно-развлекательный формат: фантастическую и контркультурную литературу в сопровождении псай-транса, IDM и эмбиента.
Почему стоит переслушать:
современный архив программы составляет почти 50 суток записи. «Модель для сборки» незаменима для тех, кто предпочитает читать книгу и слушать музыку одновременно. Здесь можно следить за новыми выпусками этого феномена длиною в жизнь .
«Трансильвания беспокоит»
на «Радио 101»
![](/upload/2014/August/10_Sunday/528c7b47d664cb69843313d26172a7d6.jpg)
![](/upload/2014/August/10_Sunday/015a6699db73076b50c6bf7acf9572f1.jpg)
Ведущий: Гарик Осипов (под псевдонимом граф Хортица)
Годы выхода: 1995 — 2000
Вещание: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург
![](/upload/2014/August/10_Sunday/12b309ea8e2b53414e082cfdbf1d922f.jpg)
Почему слушали:
«Не надо упрямиться, иначе мы будем вас немножко беспокоить», — девиз программы переводчика, писателя и архивариуса Гарика Осипова. Его альтер-эго, утонченному и смелому графу Хортице, внимали, чтобы стать умнее. Слушатель «Трансильвании» становился носителем особого культурного кода, знания, отличающего его от прочей полудикой постсоветской молодежи.
Почему стоит переслушать:
Осипов ставил музыку и рассказывал о ней так, что российские подростки 90-х почувствовали себя частью мирового культурного поля, а не брошенными среди руин в ситуации «иди в коммерцию и крутись как хочешь». Им хотелось участвовать в процессе. Лишнее напоминание о возможности делать, а не только потреблять, сейчас будет как нельзя кстати.
«Лунный город»
![](/upload/2014/August/10_Sunday/b76189f6c9e14c71b7ceab72750c2bd0.jpeg)
на «Радио Рокс»
Ведущий: Александра Ромашова
Годы выхода: 1997 — настоящее время
Вещание: федеральное
![](/upload/2014/August/10_Sunday/da1e7729a1060ca4c3f47f2c2b0a2973.jpg)
![](/upload/2014/August/10_Sunday/724cadd1dd44397a4006c7581855a4e3.jpeg)
Почему стоит переслушать:
чтобы вспомнить, как тяжело было достать редкую запись, снова начать ценить доступность информации и среди этой доступности не лениться продолжать копать глубже. Ну и ради загробного барбитуратного голоса бессменной ведущей. В общем, полнейший эмбиент.
Почему слушали:
именно «Лунный город», выходящий в страшный предрассветный час то во вторник, то в четверг, демонстрировал детям, уже основательно заболевшим меломанией, то, что нельзя было услышать больше нигде. В программе крутили достаточно нью-эйджевского мусора, но за первые опыты с Massive Attack, Cocteau Twins, Biosphere и Клаусом Шульце многие благодарят именно ее.
«Шторм»
на радио «Станция», «Динамит ФМ», «Мегаполис ФМ»
Ведущий: DJ Грув и DJ Дэн
Годы выхода: 1995 — 2008
Вещание: федеральное
![](/upload/2014/August/10_Sunday/b995da10c318e47c0275c9864d5964e9.jpg)
![](/upload/2014/August/10_Sunday/c64c156d64f4b461360cc6b1f9c2fb1f.jpg)
![](/upload/2014/August/10_Sunday/af6130eb00b6d943395c55febc19efa7.jpg)
Почему слушали:
первую авторскую программу о другой танцевальной музыке вели настоящие диджеи, которые пусть и не сводили в прямом эфире, но, без оглядки на общепринятый радиоформат, ставили то же самое, что и на своих выступлениях. Кроме того, первыми начали рассказывать об индустрии и профессии, чем побудили встать за вертушки великое количество молодых людей.
Почему стоит переслушать:
чтобы представить себе альтернативную реальность танцевальной культуры в России. В эру засилья низкопробного хауса на танцплощадках и в закусочных в эфире «Шторма» звучал диковинный брэйкбит и драм-энд-бэйс. Теперь, увы, кажется, что эра низкопробного хауса у нас уже никогда не закончится.
---------- Безумные ведущие ----------
Дмитрий Нагиев
![](/upload/2014/August/10_Sunday/fa24af0a4d229bef3f1295caaceb0d61.jpg)
на радио «Модерн»
Годы выхода: 1995 — 1999
Вещание: Санкт-Петербург
![](/upload/2014/August/10_Sunday/951dd2253b7f59243a8eba5fafc08ea4.jpg)
Почему слушали:
сериала «Осторожно, модерн!» не было бы без эфиров Нагиева на одноименной радиостанции. На телевидение он пришел уже звездой совершенно нового формата: ведущий был смешным и сексуальным одновременно. Нагиев вел несколько программ и по факту воспринимался как голос не только «Модерна», но вообще Петербурга.
Почему стоит переслушать:
в качестве разминки перед новым сезонов «Физрука».
Женни Шаден
на радио «Европа Плюс»
![](/upload/2014/August/10_Sunday/19dad5c6e7e7be745711e0646a776605.png)
Годы выхода: 1990 — 2004
Вещание: федеральное
![](/upload/2014/August/10_Sunday/9ad04f872d28f2f1201f78b7632cd140.jpg)
Почему слушали:
Женни Шаден — творческий псевдоним сына сомалийского журналиста и советской певицы и повара Артура Де Августина. Женни появился в эфире с «Ночным эротическим шоу». Пол автора не декларировался, и Женни чаще принимали за женщину. Благодаря провокационно откровенным разговорам в эфире ведущий стал эротической фантазией тысяч мальчиков-подростков.
Почему стоит переслушать:
по той же причине, по которой вы пересматриваете «Барбареллу» и смотрите клипы Аманды Лир
Бачинский и Стиллавин
на радио Maximum
Годы выхода: 1995 — 2007
Вещание: федеральное
![](/upload/2014/August/10_Sunday/31c8923b9a1f88bfda77e167f1f920e6.jpg)
![](/upload/2014/August/10_Sunday/7888df57246c9d8705070dcda11e59c4.jpg)
![](/upload/2014/August/10_Sunday/4b313058edaf3090ca70167886de205b.jpg)
Почему слушали:
эта парочка, как и Дмитрий Нагиев, начинала на петербургском радио «Модерн». Культуру юмористического утреннего шоу в российский эфир принесли именно они, совершив невозможное и приучив школьников и студентов просыпаться в шесть утра под радиоприемник.
К сожалению, после гибели Геннадия Бачинского в 2008 году, Стиллавин, кажется, окончательно сошел с ума и превратился в назойливого фрика из ЖЖ.
Почему стоит переслушать:
родоначальники самопровозглашенного жанра «словесный беспредел», несмотря на чрезмерную вульгарность поздних эфиров, до сих пор выглядят большими эстетами на фоне своих последователей.
Подпишитесь на нас в социальных сетях