Подпишитесь на нас в социальных сетях

закрыть
чат чат
свернуть развернуть
Ответить
через вконтакте
через фейсбук
через твиттер
через google

Авторизация подтверждает, что вы ознакомлены с
пользовательским соглашением

Вот такой текст отправится вам на стену, его можно редактировать:
с картинкой
Отправить
в Фейсбук в Вконтакте в Твиттер

Чем берут за душу наших телезрителей?

В День работников рекламы мы решили разобраться в основных приемах, которыми пользуются российские креативщики. Оказалось, что инструментарий их велик — от звезд всех мастей до создания параллельной реальности.

Российская семья глазами рекламщиков — это полная семья с детьми, представители среднего класса, приверженцы традиционных ценностей. Женщина в этой семье — хранительница очага, мужчина — милый, но нелепый кормилец, а дети — любящие и озорные. В этой семье все улыбаются друг другу, а за окном всегда светит солнце. Этот образ лучше всего подходит для рекламы всего домашнего — майонеза, стиральных порошков и лекарств:

«Мы любим
золотой майонез»

Справедливости ради надо сказать, что снимать в рекламе идеальную семью — очевидный ход, и так делают не только в России. Зато у нас придумали пойти противоположным путем и снять рекламу про не слишком благополучную семью:

Раиса Печенкина, рекламный продюсер: «В рекламе все время снимаются одни и те же актеры. Так что идеальная русская семья — это та, в которой папа два ролика назад был продавцом пылесосов, на прошлой неделе во время паузы в футбольном матче излечился от импотенции, а сейчас в шорт-листе на майонез.

При этом на “простую русскую семью” приходится отбирать самых красивых моделей. Красивых настолько, что рядом с ними дышать страшно. Их два часа гримируют, чтобы они стали еще более идеальными, а потом одевают в костюмы "рабочего" и "колхозницы". Костюмы тоже идеальные — их две недели утверждали и изготавливали огромной командой».

Поместить продукт в идеальный для целевой аудитории мир — очень понятная рекламная стратегия. Одна проблема: любой идеальный мир имеет мало общего с российской действительностью. В результате получается вызывающий недоверие (а то и отторжение) глянцево-лубочный монстр:

«Сыворотка ушла,
а вся сила для косточек осталась»

Вадим Пугин, совладелец креативного агентства FOREST: «Недавно одна продакшн-студия делала сайт для крупного телеканала и все шло наперекосяк. Дизайн — говно, сроки сорваны, на встречу с клиентом никто ехать не хотел, потому что это просто казнь. В итоге руководство решило нанять фрилансера в качестве мальчика для битья. Он сидел и говорил: “Это все я, все я виноват!” И в конце встречи был торжественно уволен».

В той или иной степени вся наша реклама эксплуатирует российские гендерные стереотипы — они неотделимы от образа показательной семьи, в которой все держится на женщине. Мужчине в такой рекламе отводится в лучшем случае роль статиста, а в худшем — роль неумехи, на которого нельзя оставить хозяйство. Зато существует целый ряд продуктов: машины, пиво и средства для потенции — которые апеллируют непосредственно к мужской самоидентификации и напоминают, как почетно быть мужиком. Реклама препаратов для поддержания мужской силы особенно показательна:


«"Сеалекс", мачо, не иначе».

Сергей Паршин, актер

«Охлади свой моторт»

Для актеров, поп-звезд и прочих лиц из телевизора реклама — это работа, приносящая деньги и повышающая узнаваемость. Узнаваемое лицо, которое по умолчанию удерживает внимание зрителя, дает рекламщикам особый простор для креатива — или возможность схалтурить.

В первом случае появляются такие гиперусловные находки, как Сергей Светлаков в роли семейства гаджетов.


«А у меня интернет!»
— «У всех интернет».

Диалог Светлакова-планшета
со Светлаковым-смартфоном


Нейтральный вариант — использовать
уже сложившийся и понятный всем образ знаменитости:

«Вера перевод прислала!»

 Тамара Витальевна, мама Веры Брежневой


Наконец, узнаваемость актера вводит рекламщика в искушение вообще не придумывать остроумную историю, а просто дать звезде произнести текст — все равно ведь сработает:

«Меня беспокоит, что кто-то может залезть в мой телефон»

Константин Хабенский, актер


В российской рекламе сверхъестественные существа помогают человеку: выполняют работу по дому, борются с болезнями. Такая реклама активно эксплуатирует архаичную веру людей в духов-покровителей, отвечающих за разные сферы жизни. Как, например, эта корова — покровитель живых бактерий:

Или легендарный мистер Пропер:

Или эти пожарные — борцы с изжогой:

Безотказный прием для рекламы лекарств. Пожилая знаменитость вызывает не только доверие, но и сочувствие — ведь у нее, скорее всего, и правда есть сложности со здоровьем. Якубович врать не будет!

«Мне 67 лет.
А давление в норме!»

Леонид Якубович, телеведущий



Владимир Вандамм, режиссер рекламы: «Буквально на днях снимал одну известную особу (назовем ее Надежда Бабушкина), рекламировали одежду. Клиент приехал из какого-то довольно отдаленного города, в стиле 90-х — с рюкзаком наличных. С креативом договориться они не смогли, поэтому снимали мы звезду на хромакее: патриотично, с уклоном в душевность Есенина, они произносила речи о том, как сложна жизнь русской женщины на наших полях. Сюжета у ролика не было, нас попросили наснять материала, а для остального у них якобы был “мальчик, который умеет хорошо в фотошопе работать”»...

Стихи или просто рифмованный слоган — болезнь любой российской рекламы, не только телевизионной. Поскольку рифмованный слоган, как правило, звучит глупо, его иногда кладут на музыку. В редких случаях это спасает, но чаще всего звучит еще глупее.

«Тем, кто вместо добрых слов поддержки 

Оскорбляет нас, такой весь дерзкий,

Отфутболить голод нужно мощно — 

Сникерс голод удалит досрочно».

(на мотив песни Бременских музыкантов)

Голография, летающие тачскрины, приставка «нано-» и словосочетание «новая формула» — все это создает впечатление особой наукоемкости продукта. А значит, и вызывает доверие. Такую же функцию выполняют персонажи-ученые в халатах, рассказывающие о лактобактериях, но от них эффект меньше — люди способны лгать, а голограммы вроде бы пока нет.

Технологии будущего производят ошеломительный эффект в сочетании с приемами пожилая знаменитость и пение:

«Появилась боль у вас
— сразу клейте "Нанопласт"»

Леонид Якубович, телеведущий

Звезд спорта уважают везде, а в России их уважают вдвойне: они относятся к той редкой категории наших соотечественников, которые заставляют нас искренне гордиться своей страной. Спортсмены могут рекламировать что угодно, но чаще всего их используют для продвижения лекарств и машин. 

«Первый удар — по симптомам, второй — по вирусу»»

Костя Цзю, боксер

Самый простой и распространенный тип рекламы с сюжетом. В ролике разыгрывается ситуация, в которой человеку оказывается срочно нужен рекламируемый продукт — чаще всего лекарство. В самый напряженный момент нужный препарат обязательно оказывается у кого-то под рукой. В такой рекламе нашла отражение любовь россиян к самодиагнозу и самолечению — привычка таскать с собой лекарства на все случаи жизни и бесконтрольно давать их друг другу.

Раиса Печенкина: «Однажды нас за взятку пустили снимать ночью в бизнес-центр, который еще не был сдан эксплуатацию. И в первом же кадре каскадеры-дебилы разбили об стену игровой автомобиль».

Сегодняшние технические средства позволяют при желании визуализировать все что угодно, и некоторые рекламщики пользуются этим без зазрения совести, например метафорически визуализируют человеческие проблемы. В результате появляются молочница в виде козы, симптомы плохого пищеварения в виде мужиков в майках и трусах и гигантский аллерген:

«Тебя просто преследует молочница»

Вадим Пугин: «Формула самой продающей рекламы выглядит примерно так: купи две бутылки водки — получи в подарок нож. Видел вот в магазине бутылку Hennessy с примотанной к ней бесплатной банкой шпрот».

Западная звезда, рекламирующая российский продукт, — это удар ниже пояса. Мы не привыкли гордиться собой, и внезапная похвала чему-то российскому из уст Брюса Уиллиса или Жерара Депардье звучит почти магически.

«Я узнал, что у меня есть огромная родня»

Дэвид Духовны,
американский актер с российскими корнями

Владимир Вандамм: «В этом году летал снимать фильм о съемках очень крупной рекламной кампании с международной звездой, которая в России особенно популярна. Русское агентство букировало ее на четыре дня и последний в итоге остался свободным. Тогда наши ребята решили сделать с ней фотосессию, потому что больше денег ни на что не было. И закончилось все это тем, что звезду заставили полтора часа подписывать плакаты для всех российских журналов, которым компания решила сделать презенты. Штук 150-200 подряд она подписала: мне уже стыдно было от этого фарса, а она ничего, как робот это делала. А вот любой русский селебрити после 20 таких плакатов послал бы всех на хрен — и был бы прав». 


Черный ВОС

Дорогие читатели. Чтобы бороться с цензурой и ханжеством российского общества и отделить зерна от плевел, мы идем на очередной эксперимент и создаем хуторок свободы — «Черный ВОС». Здесь вас ждут мат, разврат, зависимости и отклонение от общепринятых норм. Доступ к бесстыдному контенту получат исключительные читатели. Помимо новой информации они смогут круглосуточно сидеть в чате, пользоваться секретными стикерами и получат звание боярина. Мы остаемся изданием о России, только теперь сможем рассказать и о самых темных ее сторонах.

Как попасть на «Черный ВОС»?

Инвайт получат друзья редакции, любимые читатели, те, кто поделится с нами своими секретами. Вы также можете оплатить подписку, но перед этим ознакомьтесь с правилами.

Оплатить

Если у вас есть какие-то проблемы с подпиской, не волнуйтесь, все будет. Это кратковременные технические трудности. По всем вопросам пишите на info@w-o-s.ru, мы обязательно ответим.

18+