Летаргическое пробуждение
Чем ближе 5 декабря, годовщина первого послевыборного митинга на Чистых прудах, тем чаще можно услышать ворчание: ничего вы не добились, сделали даже хуже, чем было, и вообще слили протест. Есть лишь один действенный способ это проверить — путешествие по времени.
Представим, что в октябре прошлого года некто впал в летаргический сон и вот сейчас проснулся.
Думаю, прежде всего он подумает, что это какой-то розыгрыш. Потому что не могла в представлении человека, пережившего десятилетие путинской стабильности, за год так сильно перемениться страна. Вот он выходит на улицу и видит в киоске заголовки газет: «Владимир Путин улетел с журавлями», «″Ну погоди!″ отцензурируют», «В Петербурге запретят топот котов», «Вкладчики ″МММ″ жалуются следователям на Центризбирком оппозиции».
Включает телевизор, а там фильм про Удальцова. Странно, вроде бы был какой-то политический фрик, которого с десятью соратниками задерживали раз в два месяца у московской мэрии, а теперь, гляди ж ты, лидер оппозиции и по совместительству «грузинский шпион». Или ток-шоу с Ильей Яшиным. Или передача Аркадия Мамонтова про парня из группы «Война», который якобы пытался нажиться на своей жене и ее подругах — те станцевали в храме Христа Спасителя, и их посадили почему-то на два года.
Человек заметит, что стало много православия. Совсем недавно такого не было. Куда ни глянь — кощунники и кощунницы, и буквально все оскорбляет чувства верующих. Протестовавшие некогда против фальсификаций на выборах граждане в своих демотиваторах высмеивают теперь не только президента, но и патриарха.
Зайдет он на Триумфальную 31-го числа и найдет ее в полном унынии: почти никого. Попадет на очередной митинг за честные выборы и искренне удивится. Вы что, пятьдесят, а, может, даже сто тысяч человек маршируют по центру Москвы, скандируют: «Россия без Путина!», а все реагируют на это буднично, даже устало. Он же не знает, что уже в десятый раз.
Спросит, что стало с героями прошлой осени — бывшим министром финансов Алексеем Кудриным и как бы опальным олигархом Михаилом Прохоровым, и все затруднятся ответить. С ними все хорошо, но они словно исчезли.
Летаргический сон, как правило, длится от нескольких часов и до нескольких недель, а в редких случаях — и месяцев (известен случай, когда человек спал 20 лет). Наблюдается также в гипнотическом состоянии
Хотя на пике митингов Кудрин даже явился выступать перед огромной толпой и пообещал устроить переговоры, но ничего так и не устроил.
А Прохоров ходил на выборы президента, и за него проголосовало немало людей, но тоже все без толку.
То, что Путин стал президентом, не удивит нашего человека. Это как раз стало известно больше года назад. Удивит то, с какими боями он получил свой пост, включая буквальные бои в день накануне инаугурации на Болотной площади. Изумит, насколько этот 60-летний человек постарел всего за год. Он, кажется, устал и больше не хочет играть в демократию.
Наш гость из прошлого будет недоумевать, почему все уже так спокойно воспринимают новые безумные законы партии власти, обыски, допросы, уголовные дела. Как нечто если не положительное, то нормальное. А от новости о том, что Ксении Собчак вернули изъятые деньги и вообще она теперь тоже лидер оппозиции и даже вышла в финал дебатов на выборах, у него глаза, конечно, на лоб полезут.
Он посмотрит вместе со всеми дебаты на «Дожде» и ничего не поймет. Почему вдруг левые и правые, журналисты и блогеры, известные и неизвестные спорят друг с другом о том, что они сделали бы со здравоохранением и образованием. И зачем вообще оппозиции нужен Координационный совет. Ему объяснят про печальный опыт никем не избранного оргкомитета зимних акций, но он, наверное, все равно не поймет.Как-нибудь совсем мимоходом он узнает колоссальные, по его меркам, известия: губернаторские выборы же вернули, разрешили всем регистрировать партии, должны запустить Общественное телевидение. Ах да, расскажут ему, Дмитрий (хэштег «жалкий») Медведев напоследок под давлением митингов принял эти решения — правда, их, как всегда, извратили, нагородив дополнительных барьеров. На фоне репрессий от этой декоративной либерализации никому ни горячо, ни холодно. На первых за восемь лет губернаторских выборах во всех регионах победили единороссы.
Ничего не изменилось, пожмут плечами те, кто не спал. А он пойдет по улицам Москвы и будет думать, что это не так. Такой же фокус не сработал бы с 2011 и 2010 годами, 2010-м и 2009-м и т. д. Ведь действительно совсем ничего не происходило. Может быть, не стало лучше, но изменилось очень многое, и прежде всего — сами люди. Громоздкая ленивая система вышла из равновесия и бесится, как ужаленный бегемот.
Подпишитесь на нас в социальных сетях