Щекотка, Царапка и их
галлюцинации
Мультипликационное насилие как путь просветления в авторском комиксе
Мир классической американской мультипликации жесток. Фильмы компаний Disney и Warner Brothers — царство пыток, навязчивого преследования и немотивированного насилия. Багз Банни изводит незадачливого охотника с изобретательностью Де Ниро из «Мыса страха». Койот, ослепленный желанием поймать страуса, предается саморазрушению. «Том и Джерри» — почти «Прирожденные убийцы». Впрочем, напрашивается и советский аналог: отношения кота Леопольда с мышами напоминают «Забавные игры» Михаэля Ханеке.
Подспудная аморальность и жестокость детской (вроде бы) анимации часто становится объектом пародии. Самый известный пример — шоу «Щекотка и Царапка» из «Симпсонов» или Happy Tree Friends, интернет-мультфильм про несчастные случаи, которые происходят с антропоморфными лесными зверьками. Но мало кто думал о наивной жестокости мультфильма как художественном приеме. Одно дело — смеяться над миром мультипликационного зла, другое — согласиться жить в нем по определенным правилам.
Художник Джим Вудринг в этом мире почти родился. Он рассказывает о себе с поразительным бесстрастием, но его история вселяет ужас. Пугающие лица над кроватью — галлюцинация из детства, от которой нельзя избавиться. Алкоголь как лучшее воспоминание школьной поры. Уход из колледжа после необычного видения — лягушки, которая показалась Джиму гораздо интереснее, чем все, что могли предложить преподаватели.
Несколько лет Вудринг вел жизнь бродяги, пока не устроился в анимационную студию Ruby-Spears Productions — коммерческую потогонку, производившую мультфильмы вроде «Чак Норрис: Карате Коммандос» и «Рэмбо: Солдаты свободы». От сотрудников требовалось минимум творчества и совершенная техника, к которой Джим стремится до сих пор. Его рисунок кажется идеальным, но он доволен собой нечасто.
Карьеру комиксиста Вудринг начал с самиздатовского журнала Jim, наполненного автобиографическими сюжетами, снами и галлюцинациями. С 1996 года он стал публиковать истории из вымышленного мира Unifactor и живущего в нем антропоморфного существа по имени Фрэнк.
Вселенная Фрэнка похожа на ранние черно-белые мультфильмы: персонажи не разговаривают, выражают эмоции только мимикой и жестами, нет даже слов для обозначения звуков, как часто бывает в комиксах. Этот мир наивен и обманчиво напоминает диснеевскую идиллию: путешествия на веселом пароходе, строительство домика или захватывающая лесная прогулка. Фрэнк любопытен, но невнимателен, не учится на своих ошибках и ничего не запоминает — отчего от выпуска к выпуску не перестает удивляться самым банальным вещам. Он жесток, как может быть жесток ребенок, но в целом добр и способен на великодушие. Быть положительным персонажем ему сложно просто потому, что он слишком быстро переключается с одного на другое.
При этом истории Фрэнка происходят в реальности, полной подспудного ужаса, видений, загадок и жестокости. С восходом солнца герой вместе со своими домашними питомцами Папшоу и Пушпоу отправляется на пикник, который может закончиться на дне океана, в другом измерении или в полностью трансформировавшемся мире, в котором через ткань диснеевской идиллии прорывается царство иррационального зла, ночных кошмаров. Реальность, в которой ты только начал ориентироваться, разваливается на куски.
Долгое время Вудринг ограничивался короткими историями, но в 2010-м написал большую книгу о мире Фрэнка — Weathercraft. Как и другие эпизоды цикла, она полностью лишена слов. Всю необходимую информацию — в форме пространных рассуждений автора — можно найти на суперобложке. Благодаря его объяснениям мы хоть что-то узнаем о безмолвной вселенной Фрэнка, его домашних питомцах, злодейском Мэнхоге (получеловеке-полусвинье) и чудовищном Виме — существе, похожем на дьявола или луну, враге волшебного мира, в котором живут герои.
Weathercraft — история просветления второстепенного персонажа Мэнхога, чья роль первоначально сводилась к тому, чтобы что-нибудь украсть или испортить. Здесь он проходит через бесчисленные испытания, которые вряд ли бы повредили коту Тому или охотнику из мультфильмов про Багза Банни, но производят пугающее впечатление в комиксах Вудринга.
Истории его не аморальны. Для художника созданный им мир — лаборатория, в которой герои сосуществуют друг с другом (в то время как мультипликация обычно или находится за пределами добра и зла, или настойчиво предлагает одну из точек зрения посредством закадрового голоса рассказчика и определенных акцентов в сюжете). Немой мир Unifactor существует по своим постоянно меняющимся законам — и существует не для того, чтобы чему-то научить, а для того, чтобы быть загадкой, которую хочется разгадать.
В данный момент дела Джима Вудринга идут намного лучше, он удостоен всех возможных наград в индустрии. По мотивам историй Фрэнка создана линия игрушек и даже пейнтбольный автомат. Сам Вудринг перенес часть своих фантазий в реальность, создав перо для рисования длиной в семь футов (2,1336 м).
Подпишитесь на нас в социальных сетях