Детка, ты просто космос!
Интервью с космическим туристом Ричардом и будущей марсианкой Анастасией
Эпоха космического туризма начиналась с полета Денниса Тито в 2001 году. Всего статус космического туриста имеют восемь человек: шесть американцев, один канадец и один житель ЮАР. Редакция пообщалась с Ричардом Гэрриотом, шестым космическим туристом и потомственным космонавтом, который в октябре празднует пятилетний юбилей со дня своего полета в космос.
— Прошло уже пять лет с момента вашего полета. Вы отмечаете эту дату?
— Только накануне я говорил своим друзьям: представляете, пять лет ведь уже прошло! Нет, обычно я эту дату не отмечаю, но каждый, кто облетел вокруг Земли, становится членом Всемирной ассоциации космических исследователей, и эта ассоциация регулярно присылает уведомления о годовщине полета каждому члену организации. Поэтому я обычно вспоминаю об этой дате только благодаря присланному имейлу.
— Было ли в вашей жизни что-то особенное, что подтолкнуло вас к полету в космос?
— Да, когда я был маленьким, один из докторов NASA сказал мне, что я абсолютно непригоден к полетам в космос, потому что я носил очки. В то время мой отец занимался космическими исследованиями, и все наши соседи по улице — сзади, справа, слева — были космонавтами. И это прозвучало для меня как удар — будто бы мне никогда уже не быть членом этого привилегированного клуба, в котором состоит моя семья и все мои друзья. Я почувствовал невероятную несправедливость этой ситуации и уже в очень раннем возрасте решил, что буду помогать созданию гражданских космических полетов. Став старше, я начал работать над созданием компьютерных игр и жить в придуманном мной идеальном мире, а потом стал инвестировать в исследования космического пространства.
— Как проходила подготовка к полету?
— Предполетная подготовка заняла целый год. Самое интересное, что большинство упражнений не такие сложные и техничные, как это может показаться со стороны. Если вы дайвер, то понимаете важность правильного использования кислородного баллона, а также последствия ваших действий, если вы резко покинете зону низкого давления. То же самое можно сказать и о подготовительных упражнениях космонавтов. В подводных условиях и при наличии всех бортовых приборов вы учитесь правильно вести себя в этом замкнутом пространстве. В России существует уникальная практика подготовки к условиям невесомости: каждый день тебя сажают на крутящийся стул, и в течение долгого времени ты крутишься вокруг своей оси…
— Во время подготовки к полету вы также изучали русский язык. Это обязательное условие для полета в космос?
— Да, я немного говорю по-русски сейчас (переходит на русский). Вообще, если вы путешествуете на корабле «Союз», то знание русского языка вас будет очень сильно выручать: ведь на корабле все указатели на этом языке. К тому же отмашка к полету дается на русском.
W→O→S удалось пообщаться с россиянкой, успешно прошедшей первый отборочный этап. Анастасия Бархатова — дипломированный микробиолог, с детства увлекающаяся астрономией и научной фантастикой.
От космических полетов — к заселению Марса
— Я узнала о проекте из новостной рассылки на сайте mail.ru. Находясь под впечатлением от книги Ивана Ефремова «Туманность Андромеды», подала заявку. Родные сначала были шокированы, но позже отнеслись с пониманием.
Участнику проекта MarsOne нужно уметь работать в команде, быть стрессоустойчивым, иметь хорошее чувство юмора. Кроме того, требовалось отсутствие вредных привычек. Думаю, в мою пользу на конкурсе сыграет выбранная профессия и отменное здоровье. Вчера мне пришло письмо от организаторов, в котором говорилось, что из 200 000 кандидатов во второй этап пройдут всего 100 человек. Результаты будут известны уже через пару месяцев, и выбранные кандидаты пройдут тщательную медицинскую экспертизу. Я пока не знаю в деталях, в чем именно будут заключаться исследования на Марсе, но одно можно сказать точно: жизнь колонистов — это непрерывная работа без сна и отдыха. Нужно будет поставить на поток выращивание овощей и злаков для следующей партии колонистов (и для будущих себя), построить жилые блоки — в общем, только обустройство жизни там займет довольно продолжительное время. Из всей работы в миссии меня больше всего привлекает поиск жизни, ее следов — мне это интересно с профессиональной точки зрения. Участники кастинга на полет на Марс — это уже самостоятельное сообщество. В «Твиттере» мы взаимно фолловим друг друга с неким Энди Мартинезом, парень — кандидат на полет из Лос-Анджелеса. Лично я считаю, что от коммерческих полетов в космос толка ноль, это не приносит пользу миру. А проект колонизации — совсем другое, это глобальный проект, который важен для всего человечества. Те, кто попадет в финал, — счастливчики.
Пока полеты в космос доступны только избранным, голландские ученые работают над проектом заселения Марса MarsOne, цель которого — уже в 2023 году высадить на Красную планету землян-добровольцев. По задумке организаторов эксперимента, добровольцы подпишут соглашение на билет в один конец: из-за астрономических затрат на отправку группы людей на Марс их возвращение на Землю не планируется. Амбициозную затею голландцев поддержал нобелевский лауреат по физике Герард Хоофт. Подготовка к эксперименту идет полным ходом: в этом году прошел отборочный этап, в котором участвовали более 200 000 кандидатов со всего мира. По итогам многолетнего отбора, предполетную подготовку пройдут 20 финалистов, а весь процесс будет сниматься и транслироваться в формате первого космического реалити-шоу. Организаторы проекта не могут пожаловаться на отсутствие медийности: на официальном сайте желающие уже могут приобрести сувенирную продукцию с логотипом проекта и посмотреть проморолики кандидатов.
Джастин Бибер собирается последовать примеру ДиКаприо и отправиться в космос на космическом корабле SpaceShipTwo компании Virgin Galactic. Джастин хочет использовать эту возможность для съемок нового клипа в условиях невесомости.
Леонардо ДиКаприо уже зарезервировал космический корабль на 2014 год. Компанию ему составят три фаната, купившие билет в космос во время благотворительного аукциона, организованного 24 мая в рамках Каннского кинофестиваля. Все полученные средства от полета будут направленны в организацию AmFAR, которая занимается исследованиями в области борьбы со СПИДом.
— Какие советы дал вам отец (Оуэн Гэрриот, космонавт) перед полетом в космос?
— Так как мой отец побывал в космосе в 70-х годах, он очень здорово помог мне подготовить план полета, а также давал дельные советы по поводу научных экспериментов, которые я запланировал провести. Он, кстати, в течение всего моего пребывания в космосе находился в России, в Королеве, и пристально следил за ходом полета.
— Говорят, что вы обладаете уникальной копией советского спутника. Это так?
— Это правда. Но на самом деле у меня есть даже две копии спутника. К сожалению, оригинал сгорел во время полета, поэтому я не смог его купить. Я также приобрел один из функционирующих спутников, который был сделан на 40-ю годовщину создания «Спутника-1» внуком Циолковского. Вторая функционирующая копия находится в России. Я коллекционирую спутники для собственного удовольствия, работающий спутник я иногда включаю, он светится, посылает сигналы, но они могут быть зафиксированы только в пределах моего города.
— Вы также являетесь председателем управленческого совета компании Space Adventures. Чем конкретно вы занимаетесь?
— Это единственная компания, предлагающая полеты в космос на сегодняшний день. Совсем скоро такие компании, как Virgin Galactic, начнут предлагать суборбитальные полеты. Но пока этот момент не наступил, единственная возможность полететь в космос — обратиться в Space Adventures и купить билет на космический корабль «Союз». Мы отправляем одного космического туриста в год: это зависит от того, есть ли свободное место на корабле.
— Вы готовы повторить свое путешествие?
— Честно говоря, я думаю об этом постоянно. Возможно, моя мечта осуществится еще раз через пару лет.
Подпишитесь на нас в социальных сетях