5
5
разводок
экомаркетинга
Как нас принуждают к этичному потреблению?
«Экологически ориентированный спрос» стал большим подспорьем для людей, чья профессия — продавать что-нибудь ненужное. Так, берестяная стелька из затрапезного объекта народного промысла превратилась в «идеальное экологичное сочетание традиционного русского антигрибкового материала и самых современных технологий обувной промышленности». Экобрендинг занимается тем, что повышает лояльность потребителя и узнаваемость продукта за счет форсирования экологических свойств последнего. Те, кто оголтело рвется сохранять планету для наших детей, предпочтут берестяную стельку и переплату за снижение тревожности. Обладание стелькой, таким образом, выступает гарантией того, что вы хороший человек.
☓
W→O→S предлагает пройтись по самым гнусным зеленым уловкам.
☓
1. Как дерматин стал экокожей
Изделия из экокожи, которые стоят не меньше кожаных, нам втюхивают с таким апломбом, будто это золотое руно, а не вонючий кусок презренного кожзама. Экокожа по сути — ткань с полиуретановой пропиткой, которая якобы лучше кожи, потому, что дышит. Даже если так, то приставка «эко» все равно некорректна. Зелеными материалами могут называться лишь ткани, производство которых осуществляется без использования химических веществ — это только кожа, дубленная растительными экстрактами, некрашеные хлопок и лен, ткани из бамбуковых, конопляных и банановых волокон. В США имитация экопроизводства уже получила специальное название greenwashing («зеленая отмывка»). Так, инновационной экотканью стал поларный флис, производимый из переработанного пластика, преобразованного с помощью сложных и токсичных реакций.
2. Обаятельный автопром
Пока инженеры не научились конструировать автомобили из веточек и палочек, продавать приходится все те же металлические ведра в приемлемой зеленой обертке. Главное оружие автомаркетологов — избегание ненависти. Не хочешь слыть злодеем? Пересаживайся на гибрид.
Эффективно используемые возобновляемые источники энергии и органическое топливо существуют пока только в сознании конструкторов, поэтому каждую новую модель приходится продавать как совершенство машиностроения, открывающее вход в мир всеобщего благоденствия. Слаб духом? Тогда мы успокоим тебя подменой. Так в новых рекламных роликах появляется дизельный двигатель, обгоняющий гибридный по сокращению выбросов в окружающую среду. Выхлопные газы научились кое-как фильтровать, этилированный бензин запрещен, но этих уже не новых достижений автопрома мало для проведения все новых захватывающих рекламных кампаний.
3. Благолепные пельмени
Продать еду экоэтику помогают несколько стандартных вывесок: «без холестерина», «без ГМО», «супербактерии», «поднимает иммунитет», «без консервантов» и с некоторых пор — «освящено» и «постный продукт». Одухотворенный потребитель хватается за растительное масло, в котором вообще не может быть холестерина, закупает впрок соль без ГМО, закидывает в пищевод выводки бактерий — стражников иммунитета, которые и так в изобилии представлены в человеческой микрофлоре, поэтому-то и не отторгаются и не вызывают желтуху, паралич и смерть. Овощные заморозки со штампом «постное меню» остаются овощами, а большинства источников, на святой воде которых замешено тесто конкретного чебурека, не существует на карте. Актуальное достижение рынка — суперфуды. Это, как правило, прессованные образцы экзотической флоры вроде ягод годжи, имеющие в составе уникальное действующее вещество, результаты применения которого не изучены.
4. Пудра для добрых намерений
Пробники в косметических магазинах призваны вызывать удовольствие не от потребления предметов люкса, а от выбрасывания. А это куда более мощная зависимость. Именно так, через анальную фиксацию, потребителя приучают к элитному горшку. Банки с органической косметикой обычно выглядят так, что их хочется мгновенно выбросить. И это притом, что за этот сертифицированный концентрат аллергенов ты отдала в три раза больше, чем за стандартный коктейль парабенов и ароматизаторов. Почти все экосредства для лица вызывают аллергическую реакцию, а эффективность в борьбе с этими чудовищными первыми признаками старения у органических продуктов клинически хуже, чем у неэтичных аналогов. Поэтому производители озадачены в первую очередь тем, какие еще леса ты спасешь от вырубки, купив именно их банку, а не рекламой результата использования. С нетерпением ждем косметику, упаковку от которой тоже можно будет этично намазать на физиономию и замкнуть цикл.
5. Богини на страже экодохода
Бездоказательные утверждения («наша футболка сшита без использования детского труда из переработанного сырья») и липовые знаки принадлежности к экосегменту — основные орудия мрачной зеленой отмывки. Если эколого не похоже ни на одно из этих, производитель задумал вас обмануть. Так что задача экомаркетолога сегодня усложняется: вывесок уже недостаточно, нужны специальные проповедники, которые внушат, что потребитель совершает самостоятельный выбор. Для идеологической обработки придумали новые профессии: женские практики — это теперь не просто мантры на прокачивание самомнения, танцы с ленточками и прочие искусства кундалини и куннилингуса, но и квазинаучные лекции, которые ведет «коуч по женскому гормональному балансу». Подобный курс учит не только правильно выбирать еду и косметику, но и объясняет, как они повлияют на укрепление связок матки и улучшат форму груди.
И напоследок универсальный слоган:
«Ешьте веганов! Они этичны
и кошерны, ведь рядом с молочными продуктами их даже рядом не лежало».
Подпишитесь на нас в социальных сетях