Спасибо, что покурили
«Факин блади ваще уххххххх» и еще несколько слов о «Хоббите»
Есть такое мнение: Питер Джексон давно уже делает не кино, а какой-то большой новозеландский диснейленд на выезде. И оценивать его можно только именно как аттракционы в парке. Как было – «ух!!!!!!!!!!!!!!» или только что «ух»? Или прямо-таки «факин блади ваще уххххххх»? Укачало так, что тошнило, или обошлось? Многие ли описались? Как три лонг-айленда подряд залпом или как один, да и тот не допили – уснули?
Вот примерно это впечатление осталось (у меня) от первой части трилогии «Хоббит». Не допили, уснули. Прелестное начало, такое с детства любимое: Гэндальф пускает дым колечками, преуютнейшая хоббичья нора. «Что означает это ваше “Доброго утра?”». Кладовые, ужин. «Бейте тарелки, бейте розетки, об пол – бутылки, только скажи!» В фильме все это как-то смазано, что ли, как-то не в полный рост. А потом — вроде как искусственно затянуто. А обрывается — на полуслове: конец фильма, продолжение через год. И думаешь: вот же хитрый плут-спекулянт-шарлатан. Взял самую компактную, самую славную и любимую даже теми, кто Толкиена вообще-то не очень, книгу – и растянул ее на много часов. Чтобы заработать много-много денег. И на вторую часть идешь уже только потому, что все идут. Посмотреть, как Камбербэтч изображает дракона Смауга. Какие они с Мартином Фрименом (Бильбо Бэггинс) опять удивительная пара. Вот в начале января выйдет новая серия «Шерлока», и уж налюбуемся. А с этим кинопроизведением – так, ознакомимся.
Так вот: все, оказывается, не так! Все лучше. Средняя часть трилогии – «Пустошь Смауга» оказалась не просто, по ощущениям (я говорю только об ощущениях!), драматически выстроенной конструкцией, но и вообще – такой американской горкой, и туннелем ужаса, и даже отчасти комнатой смеха, что «уххххххххххххх!» и потом еще «уххххххххххх!» и куча всякой внезапной прелести, и как будто много лонг-айлендов и залпом, и врастяг.
Но анализировать все это совершенно не хочется – как-то глупо. Тем более, что вещь-то все равно детская, как ни пытался Джексон ее оттуда увести (а он пытался). Там, кстати, в соавторах еще Гильермо дель Торо – и это прямо вот чувствуется. Где-то в середине вдруг думаешь о нем – а он и в титрах, как соавтор сценария и как консультант. Лабиринт, страна чудес, зазеркалье, метафоры – но бог бы с ними, с метафорами. Главное – сказка. Мощная магия, которая держит, не отпускает.
И хочется просто по-детски сказать: спасибо, мне все очень понравилось. Музыка понравилась, графика понравилась, эффекты, даже убогое недо-3D (потому что до IMAX пока доедешь еще по пробкам) – и то имеет право на жизнь: куда ж без него в такой истории. Даже пауки – и те понравились. Эванджелин Лилли как Тауриэль – очень понравилась: живая, хорошая, настоящая, не замученная гримом, а правда эльфийка не хуже Лив Тайлер. Гном Кили – next door boy, но и отчаянный романтик (ирландский актер Эйдан Тёрнер, который играл Данте Габриэля Россетти в фильме про прерафаэлитов; понимаешь ход мыслей директора по кастингу). И Торин – очень правильный Торин: не столько гном, сколько король. Люк Эванс в роли Лучника Барда – очень-очень понравился. Мартин Фримен – великий актер, тонкий, смешной. Медведь-оборотень Беорн – непростой, очень хороший. Кто там еще? Стивен Фрай! В роли бургомистра Эсгарота. Как с родней повидалась, говорила в таких случаях наша няня.
Ну, и Бенедикт наш Камбербэтч. В заглавной роли: голос и пластика дракона Смауга. Вьет кольца вокруг испуганного хоббита, пугает внезапными выпадами, весь такой плавный, но внутри и злость, и мысль, и пружина, и дикой силы раздражение. Очень похоже на сцену, когда его же Шерлок Холмс поражает своей проницательностью простоватого Баскервиля: «До свиданья. Спасибо, что покурили».
Никакой это, в общем, не коммерческий аттракцион, в приниженном смысле, а самое что ни на есть искусство кино – в высоком. Спасибо, что дали посмотреть.
Подпишитесь на нас в социальных сетях