Подпишитесь на нас в социальных сетях

закрыть
чат чат
свернуть развернуть
Ответить
через вконтакте
через фейсбук
через твиттер
через google

Авторизация подтверждает, что вы ознакомлены с
пользовательским соглашением

Вот такой текст отправится вам на стену, его можно редактировать:
с картинкой
Отправить
в Фейсбук в Вконтакте в Твиттер

Точка входа: невидимая рука рынка

Почему любые инновации — это всегда проблемы и риск

<iframe src="https://player.vimeo.com/video/39766085?title=0&amp;byline=0" width="885" height="498" frameborder="0" webkitallowfullscreen="" mozallowfullscreen="" allowfullscreen=""></iframe>

 

«Точка входа» — рубрика для тех, кто хочет освоить новую область знаний, но не знает, как к ней подступиться. В новом выпуске генеральный директор ФК «Открытие» Вадим Беляев рассказывает о реальной расстановке сил на финансовом рынке

Невидимая рука рынка — популярная метафора, введенная шотландским экономистом XVIII века Адамом Смитом. Фактически невидимой рукой Смит называет объективный рыночный механизм, который координирует решения покупателей и продавцов.

Каждый производитель преследует собственную выгоду, но путь к ней лежит через удовлетворение чьей-либо потребности. Совокупность производителей, как будто движимая невидимой рукой, активно, эффективно и добровольно реализует интересы всего общества, часто даже не думая об этом и действуя лишь в собственных интересах.  

Если разобраться в этом вопросе, научиться видеть невидимую руку и чувствовать ее, откроется прямой путь к богатству и процветанию всего общества. 

Теоретически это так, но только в мире, в котором сферические кони скачут в вакууме, тем более если начитаться популярных книжек из серии «Как стать миллионером», «Экономика для чайников», «Успех начинается сегодня» и т. д. Все они по сути об одном: как важно найти неудовлетворенный спрос (особенно в какой-нибудь новой отрасли), удовлетворить его и почивать на лаврах до конца жизни. Это удается единицам — о них и пишут в книгах.  

 

 

Пьер Омидьяр создал eBay, чтобы удовлетворить спрос коллекционеров маленьких шкатулок, Марк Цукерберг создал Facebook, чтобы удовлетворить потребность людей в общении в Сети, Гарланд Сандерс создал KFC, потому что жареные куриные крылышки — это отличный фаст-фуд, ну а про Стива Джобса вы и так все знаете. Все они, направляемые этой самой рукой, построили гигантские компании, в которых работают сотни тысяч людей. Многие из них тоже ощущают невидимые глазу движения, достигают карьерных высот и миллионных заработков.

Создатель KFC, известный как полковник Гарланд Сандерс, не дослужился до этого звания в армии. Полковник Кентукки — аналог титула почетного гражданина, который Сандерс получил в 1935 году

Покупателями их продукции вы уже являетесь, и, следовательно, вы уже участвуете в этом скрытом процессе.

Итак, основное заблуждение: «Производителем движет желание удовлетворить интерес покупателя». Только представьте: вчерашняя идея стала явью, стартап из бумажной презентации превратился в реальное предприятие с основными средствами (не важно, станки это или компьютерные серверы, которые ломаются, морально устаревают, амортизируются), реальными сотрудниками и их реальными проблемами (ошибками, болезнями, детьми, отпусками, профсоюзами). Это я не говорю еще о всяких форс-мажорах, налоговой службе и прочих ужасах реального сектора.

И вы поверите, что все это для того, чтобы удовлетворить спрос какого-то мифического покупателя?

Да ладно! Ваше производство (компьютерная фирма, издательство) умеет производить конкретный продукт (товар или услугу). И больше всего на свете вам хочется, чтобы именно этот товар и был востребован. Вы вложили деньги в разработку, организацию производства, у вас склады, транспорт, специалисты, технологии. Не дай бог придется что-то менять, внедрять новые технологии, переучивать людей. 

Или, к примеру, операторы сотовой связи. Они напичкали крупные города оборудованием GSM, вложили в это сотни миллионов и, по идее, должны теперь получать платежи за связь долгие годы. Но нет — кто-то придумал 3G, и оборудование уже нужно менять, а на подходе уже 4G и т. д.

Настоящая мечта любого производителя — делать одно и то же, пока оборудование не рассыплется в пыль.

Любые инновации — это проблемы и риск.

Ах да, есть же еще одна важная категория на рынке — продавцы. Они ведь в большинстве случаев оторваны от производителей и исполняют роль посредника между ними и покупателями. И тем самым осуществляют обратную связь, заставляя производителей меняться в угоду нам.

Когда Apple представляет новый продукт, у дверей магазинов выстраиваются гигантские очереди. Вроде бы вот она — мечта любого продавца. Но так ли это?

Представьте себя на месте директора крупной торговой сети. Вы торгуете телефонами десять лет, у вас устоявшиеся отношения с Nokia, Ericsson, Motorola, вы получаете от них скидки, спецусловия, у вас склады организованы под них и забиты их еще нераспроданным товаром! И тут приходит этот сумасшедший и переворачивает рынок! И все начинается заново: надо обучать персонал, менять логистику и т. д. и т. п.

Вы думаете, продавцы будут счастливы в такой ситуации?

А если вам понадобится что-нибудь, чего нет в стандартной комплектации? То же самое, но без крыльев?

Попробуйте в самом user-friendly-салоне заказать машину необычного цвета или с особыми опциями. На лице продавца немедленно появится надпись, что из покупателя вы только что превратились в проблему.

И если вы думаете, что интернет-торговля произвела революцию, то и это не так. Просто каталог увеличился и стал удобнее.

Вывод: продавцы заинтересованы продать то, что выпустил производитель, а вовсе не то, чего хочет покупатель. Тем более неизвестно, чего он хочет.

А для этого, кстати, во всех крупных корпорациях есть отделы маркетинга и рекламы. И их задача — объяснить покупателю, чего же он хочет. 

Пять книг о невидимой руке рынка

Главный труд основоположника экономической теории, который и придумал понятие «невидимая рука рынка».

К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю «Экономикс»

Базовый учебник многих экономических вузов, в котором объясняются важнейшие проблемы современной экономики, где в том числе рассматривается невидимая рука рынка.

Один из основоположников науки макроэкономики считал ошибочным применение Смитом самого понятия «невидимая рука рынка». Выход книги ознаменовал формирование нового течения «кейнсианство».

Исследование профессора Гарварда о том, как на смену невидимой руке рынка пришли административная структура и управленческая деятельность.

Г. Мэнкью «Макроэкономика»

Основные для вводного курса макроэкономики понятия Мэнкью излагает в доступной форме.

 

«Точка входа» — рубрика для тех, кто хочет освоить новую область знаний, но не знает, как к ней подступиться. В новом выпуске генеральный директор ФК «Открытие» Вадим Беляев рассказывает о реальной расстановке сил на финансовом рынке

Что такое невидимая рука рынка?

Невидимая рука рынка — объективный рыночный механизм, который координирует решения покупателей и продавцов.

В чем состоит основное заблуждение потребителя?

Основное заблуждение: «Производителем движет желание удовлетворить интерес покупателя». На самом деле производителем движет желание делать один и тот же продукт, пока оборудование не рассыплется в прах. Любые инновации — это проблемы и риск.

Какую роль на рынке выполняют продавцы?

Продавцы — посредники между производителем и покупателем. Продавцы заинтересованы продать то, что выпустил производитель, а вовсе не то, чего хочет покупатель.

Чего больше всего опасаются продавцы?

Продавцы не хотят перемен на рынке. Если покупателю понадобится что-нибудь, чего нет в стандартной комплектации, то из покупателя он превращается в проблему.

Как интернет-торговля изменила рынок?

Интернет-торговля не произвела революцию. Просто каталог увеличился и стал удобнее. 

 

Пять книг о невидимой руке рынка

К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю «Экономикс»

Г. Мэнкью «Макроэкономика»

 

Черный ВОС

Дорогие читатели. Чтобы бороться с цензурой и ханжеством российского общества и отделить зерна от плевел, мы идем на очередной эксперимент и создаем хуторок свободы — «Черный ВОС». Здесь вас ждут мат, разврат, зависимости и отклонение от общепринятых норм. Доступ к бесстыдному контенту получат исключительные читатели. Помимо новой информации они смогут круглосуточно сидеть в чате, пользоваться секретными стикерами и получат звание боярина. Мы остаемся изданием о России, только теперь сможем рассказать и о самых темных ее сторонах.

Как попасть на «Черный ВОС»?

Инвайт получат друзья редакции, любимые читатели, те, кто поделится с нами своими секретами. Вы также можете оплатить подписку, но перед этим ознакомьтесь с правилами.

Оплатить

Если у вас есть какие-то проблемы с подпиской, не волнуйтесь, все будет. Это кратковременные технические трудности. По всем вопросам пишите на info@w-o-s.ru, мы обязательно ответим.

18+