Как объяснить искусство в электричке?
Антон «Мейк» Польский рассказывает, как прочел лекцию о Дюшане и Ван Гоге под видом торговли барахлом
На днях художник Антон «Мейк» Польский устроил классную акцию в одной из краснодарских электричек: под видом нелегальной торговли он прочел пассажирам лекцию о современном искусстве и даже продал несколько репродукций. ВОС был очарован этой историей и попросил художника рассказать об акции подробнее.
Чем вы вообще занимаетесь?
Я художник, искусствовед, начинающий писатель, редактор и сооснователь сайта и движения «Партизанинг». Родился и вырос в Москве, потом переехал на полтора года в Петербург обучаться в магистратуре, а в начале этого года решил перебраться в Краснодар в поисках «русской Калифорнии». Большинство моих проектов связаны с изучением городов и людей, а также направлены на конструирование социальных ситуаций и сообществ.
Как вам живется в Краснодаре?
Краснодар — комфортный и динамично развивающийся город в центре очень интересного региона. Кроме того, здесь я чувствую себя гораздо ближе к людям, здесь сложнее спрятаться за стенами автономного искусства, «уютного ЖЖ», своего интеллектуального круга. Мне интересны люди, и в ситуации так называемого консервативного поворота было хорошей идеей поехать в один из самых консервативных (так говорят) регионов России, чтобы глазами простых местных людей посмотреть на себя самого — столичного жителя, современного художника, привилегированного хипстера.
Как вам пришла в голову идея акции?
Я люблю поезда и электрички. В подмосковных электричках попадается много торговцев, и пару лет назад я подумал, что было бы неплохо как-то обыграть идею несанкционированной торговли, проведя лекцию в электричке. Но реализовал я проект только сейчас с участниками нашего арт-пикника, который мы вместе с моей девушкой Наташей организовали в прошлое воскресенье.
Это я со своей девушкой Наташей и нашей подругой Кирой во время пикника. Они помогали мне — рисовали сами картинки и пикник мы втроем организовывали.
О чем вы рассказывали в лекции?
Я рассказывал о том, как художники рвут связь с реальностью. Начиная с Ван Гога, который продолжает импрессионистов: они сначала смотрят на мир через свой фильтр, а Ван Гог уже стремится показать какой-то новый мир. В частности, его задачей было нарисовать звездную ночь более красивой, чем она есть на самом деле.
Дальше я говорил о Мунке и экспрессионизме. И потом уже об авангарде — Малевиче и Дюшане, которые окончательно рвут связи с изобразительным творчеством. Рассказал немного о текстах самого Малевича. И закончил лекцию Уорхолом, говоря о том, что все пассажиры электрички тоже художники. А потребление и китч, реклама и поп-арт очень актуальны для Кубани и Краснодара сегодня, ведь в Краснодаре на душу населения приходится больше торговых центров, чем любом другом городе/регионе России.
И как все прошло? Как люди реагировали?
Многим было интересно, все смеялись над шутками, например, когда в конце рассказа о «Фонтане» Дюшана я напомнил о том, что туалеты находятся в первом и последнем вагонах поезда. Кто-то задавал вопросы. Лишь одна женщина пожаловалась на головную боль (я стоял как раз рядом с ней). Но ее можно понять, я действительно громко говорю (а сейчас еще немного хриплю, выздоравливаю после простуды).
Почему, как вы думаете, купили или не купили те или иные репродукции?
Если честно, две картины купили участники пикника. Одну из них хотела купить девочка (она есть на фотографии), но у нее было всего 7 рублей. Третью картину, «Крик» Мунка, купила женщина, которая потом еще задавала много вопросов и в целом была очень впечатлена лекцией. Еще были старушки, которые интересовались писсуаром Дюшана, но было видно, что они скорее купили бы Ван Гога — он понравился больше всего, но это был первый лот и люди еще стеснялись.
Будете повторять акцию?
Я получил какое-то сумасшедшее количество отзывов. Не ожидал. Понятно, что акцию (перформанс или хеппенинг) нужно повторить и заснять на видео. Возможно, развить идею, пока не решил.
Зачем людям современное искусство?
По сути, в лекции я задавался этим вопросом. Сам я считаю, что художник должен служить людям, а искусство должно иметь какую-то функцию. Мне несимпатично буржуазное искусство, мне не хочется продавать свои работы кому-то лично как объект роскоши. Поэтому я должен легитимизировать свою роль художника перед простыми людьми. Мне важно объяснить себе и окружающим, зачем им нужно то, что я делаю. Я хочу делать искусство, помогающее людям находить общий язык. К сожалению, до последнего времени самый большой резонанс вызывали акции, которые, напротив, разобщали людей, как будто прочерчивали линии между группами людей. Возможно, это было важно в определенный момент, но сейчас я чувствую, что мы живем чуть ли не на волоске от гражданской войны, и мне очень хочется своими проектами строить мосты меж разобщенными группами людей...
Подпишитесь на нас в социальных сетях