Нимфоманка: Часть 2 — флагелляция или изба-читальня?
Почему Триеру не нужна философия
Катя Метелица узнала раньше других, чем же закончится «Нимфоманка», и спешит поругать Триера за интеллектуализацию человеческой пиписьки.
Это действительно вполне себе переложение де Сада. Героиня Шарлотты Генсбур проходит путь от девочки с претенциозными видениями во время самопроизвольных оргазмов к Жюстине (которую мучали), а потом и к Жюльетте (которая мучает сама, причем даже не ради удовольствия). Ни к чему хорошему это, естественно, не приводит ни в каком смысле. Свое поведение и поступки она воспринимает вполне адекватно – как грешные. Иногда это весело: Триер, отдадим ему должное, умеет показать себя как талантливый весельчак. Но чаще – грустно или совсем грустно. Сейчас она как никогда готова к покаянию, но ее случайный собеседник оказывается раздражающе снисходительным духовником.
Подо все ее поступки этот книгочей и схимник подводит теоретическую базу: расхожую, популярную, на уровне примерно Отто Вейнингера. Женщина по сути своей - или мать, или проститутка, или Мадонна, или Мария Магдалина. Потребность мучить мужчин – параллельный ответ на многовековое страдание женщин. И все в таком духе. Даже как-то приплетает сюда рассуждения - весьма сомнительные - о разнице между западным христианством как культом страдания и восточным, то есть греческим и русским, православием как культом радости. В общем, тема нимфомании оказалась настоящей прорвой: как сексульно воспаленная дамочка тащит в себя что ни попадя, от чужих мужиков до столовых ложек, так и любитель поумничать тащит в нее любую мало-мальски пригодную тему из популярной философии.
Наибольший энтузиазм вызывает у него, конечно, категория пустоты – вечный неутолимый голод, который делает нимфоманку нимфоманкой. В эту бездонную щель так и хочется подкинуть философских дровишек, так и хочется. Кто этого не делал, скажем по справедливости? Только ленивый. Но герой Триера ставит некий рекорд глуповатости: он прицепляет сюда математический парадокс Зенона. Ахиллес никогда не догонит черепаху, фригидная маньячка никогда не догонит желанный оргазм, пустота проглотит всех и вся, но никогда не заполнится. Про пустоту, может, и верно во многих смыслах, но Зенон-то при чем? «Том и Джерри» и «Ну, погоди!» это тоже, наверное, парадокс Зенона. Ну, и что теперь – будем с умным видом рассуждать об этом, как на семинаре «Введение в философию»? Или просто посмотрим, как мультипликационные животные бегают друг за другом, а Джейми Белл порет Шарлотту Генсбур?
Триер предлагает так: посмотрим, потом порассуждаем, потом опять посмотрим.
Я понимаю, многие любят поговорить. И эти разговоры, конечно, дают фильму шанс на прокатную историю. Дурачок увидит пиписьки, умный – метафоры; а кто скажет, что никакие это не метафоры-шметафоры, а обыкновенные пиписьки, тот дурачок. Все это, в общем мило, и объяснимо, не то, чтоб совсем неуместно, но иногда хочется, вслед за персонажем Пелевина сказать: «Занимайтесь делом, папаша. Не смешивайте жанры. Давайте уж определимся, что у нас здесь – флагелляция или изба-читальня».
Подпишитесь на нас в социальных сетях