Звонок для учителя: новое поколение педагогов
Звонок для учителя: новое поколение педагогов
Фото: stevebosman
Молодые преподаватели о своих учениках, отношениях с коллегами и системе образования
Молодые преподаватели о своих учениках, отношениях с коллегами и системе образования
1 сентября. Кто-то идет в школу в первый раз, кто-то — в последний, а кто-то уже так подрос, что ведет туда своих собственных детей. Но мало кто помнит, что 1 сентября — начало активной работы для учителей. Мы расспросили молодых педагогов о том, что побудило их прийти в профессию, как они справляются с системными проблемами школьного образования и как общаются с учениками и старшими коллегами.
О мотивации
и о профессии
Анастасия Петрова, учитель английского языка
Я с первого курса подрабатывала репетитором английского языка и за время этой подработки осознала, что, в принципе, я готова связать с профессией педагога свою жизнь. Мне нравится работать с детьми, нравится, когда после моего занятия они узнают что-то новое, нравится, когда они достигают каких-то успехов под моим руководством.
Александр, учитель истории
Я пошел в школу из-за необходимости работать в госучреждении для соискательства в аспирантуре. Но вообще есть некоторое количество реальных энтузиастов, таким хуже всего приходится. А в целом не знаю. Наверное, если у тебя педагогическое образование и ты хочешь найти тихую, уважаемую, хотя и безденежную работу без особого геморроя, то школа — это то, что нужно.
Петр Мазаев, преподаватель социальной и политической истории
Я неправильный педагог. Я никогда не «шел работать в школу». Скорее я просто вернулся на отделение теории и истории мировой культуры (ОТИМК) гимназии №1514, которое окончил, к людям, перед которыми чувствовал себя в долгу. Я шел отдавать долги и общаться с хорошими людьми, возвращался в комфортную среду после некомфортной (университет, работа и т. п.).
Моя главная мотивация ― это мои ученики.
Галина Рыкова, преподает русский язык и литературу
Меня мотивируют успехи детей. Большие и маленькие: кто-то наконец-то научился отличать ямб от хорея, а кто-то, чувствуя природу стиха, печатается в школьном альманахе. Они оба радуют меня и заставляют двигаться дальше. Хотя на подготовку к урокам и качественную проверку тетрадей уходит почти все свободное время.
Елена Гринченко, учительница информатики
Мотивирует пойти работать в школу, безусловно, любовь к детям, чистота профессии. С самого детства в голове засела фраза: «Сеять разумное, доброе, вечное». Ничто так не поднимает настроение с утра, как 20 улыбающихся лиц. Свободного времени работа отнимает достаточно: иногда хочется посвятить время семье, но приходится делать технологические карты.
Елизавета Назаренко, учитель английского языка
Изначально на пятом курсе все студенты нашего педагогического университета должны были проходить практику в школах, и я пошла работать в колледж, а потом решила там остаться. Моя главная мотивация ― это мои ученики. Когда видишь в их глазах заинтересованность в знаниях, это высшая похвала. Работа учителя требует много времени: половина дня, до четырех на работе. Плюс проверка домашнего задания. И всегда имеется в запасе документация, которую тебе необходимо сделать (тематический план, программа, тесты и т. д.).
О системе образования и школьной программе
О системе образования и школьной программе
Текущая система образования ― полный ******.
Александр, учитель истории
Текущая система образования ― полный ******. И дело не в том, что она устарела, а в том, что она ******. Вменяемые коллеги пытаются в ее рамках все равно нормально учить детей, а остальные страдают херней. Первое — возможно, но требует нечеловеческих усилий, терпения и очень хороших детей.
Анастасия Петрова, учитель английского языка
Программа устарела, с этим не поспорить, но в некоторых учебных заведениях ты можешь условно корректировать ее и добавлять что-то по своему усмотрению. Я успела поработать уже в двух школах: первая ― государственная среднего уровня, вторая ― частная. В первой отступать от школьной программы категорически запрещено, там учебники просто древние, а покупать на класс те же новые Macmillan никто не разрешит. Приходилось все распечатывать детям самой.
Петр Мазаев, преподаватель социальной и политической истории
Текущая система очень сильно меняется. Я уверен, что если все получится, то через десять лет мы вовсе не узнаем прежнюю школу. А поскольку все находится в состоянии перемен ― сложно оценить, насколько все плохо. Я могу сказать только, что в последние годы практически вся предыдущая система, за редким исключением, была малоэффективна и хромала на обе ноги. Одна из главных причин здесь ― кадры. Но вообще, самое главное, за счет чего живет и развивается сейчас образовательная система, ― это сообщество выпускников. Это сейчас чуть ли не главное, что помогает хорошим школам оставаться на нужном уровне. Возвращающиеся активные выпускники делают полдела.
Галина Рыкова, преподает русский язык и литературу
Система образования довольно консервативна. Но всегда можно привнести что-то новое. В нашей гимназии, например, проводится метапредметная неделя, чтобы показать, что научные дисциплины взаимосвязаны. В прошлом году я провела урок по компьютерной лингвистике, и это не могло оставить ребят равнодушными: оказалось, что русский язык ― это не только череда правил и исключений в пылящихся на полке учебниках и словарях, а важнейший инструмент общения и живой объект для изучения, и правилами дело не ограничивается.
Елена Гринченко, учительница информатики
Система образования в России, на мой взгляд, самая удачная. А школьная программа... Сейчас 70% учителей имеют колоссальный опыт работы в школе, и им очень сложно перестроиться на что-то новое. ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт. — Прим. ВОС) второго поколения ― прямое тому доказательство! Поэтому мои коллеги стараются, наоборот, удержать свои стандарты преподавания. Новшества им не интересны.
Рамиля Сабирова, учитель начальных классов
Школьную программу мы обновляем каждый год. Она, конечно, кардинально отличается от той программы, по которой учились мы, а уж тем более наши родители. Сейчас программа так выстроена, что да, действительно, мои ученики в своем возрасте знают чуть больше, чем я в свои же 10–11 лет. Ну, например, тему «Сложное предложение» я изучала в средней школе. А мои подопечные знакомятся с этой темой в третьем классе и подробно изучают в четвертом. Так же как и в математике с дробями. Детишки разные: кому-то трудно дается материал, кому-то легко.
Об учениках
Об учениках
Александр, учитель истории
Дети все разные. Я бы своих делить на какие-то группы не взялся. Бесит, на самом деле, ровно то же, что и у взрослых. Мудак ― он в любом возрасте мудак, а их пропорция от общего числа населения тоже более-менее постоянная. Единственное — вопреки расхожему мнению жутко бесят девочки-отличницы, которым на самом деле пофиг, чему ты их там учишь, но которые очень стараются, потому что оценки, и поэтому типа все хорошо делают.
Анастасия Петрова, учитель английского языка
У каждого ребенка есть как хорошие стороны, так и дурные, и бывает, что обладатель ряда положительных качеств может быть той еще занозой сами знаете где. Не люблю ябед, выскочек, подлиз ― вот просто терпеть не могу, какими бы талантливыми и умными они ни были.
Галина Рыкова, преподает русский язык и литературу
Иногда в детях я узнаю себя в их возрасте, проблемы-то у всех были всегда одни и те же. Конечно, легче работать с детьми с повышенным уровнем мотивации к предмету, целеустремленными, не боящимися неудач, усидчивыми, способными к сопереживанию. Но на практике есть много детей с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), с непомерно завышенной (или, наоборот, заниженной) самооценкой.
Нынешние дети однозначно отличаются от меня самой в их возрасте!
Елена Гринченко, учительница информатики
Нынешние дети однозначно отличаются от меня самой в их возрасте! У них с каждым годом прибавляется уверенности в том, что ЕГЭ они сдадут с ответами, аттестаты им подарят, а если баллов мало наберется, мама-папа оплатят обучение в университете. Некоторые даже не думают поступать, сразу хотят в армию. В мое время такого не было: мы старались учиться, всем хотелось поступить. Я люблю активных детей, умеющих отстаивать свою точку зрения. В нашей школе больше детей, которым по большей части не интересен весь процесс учебы. С ними, конечно, тяжелее.
О коллегах и отношениях между опытными и молодыми учителями
О коллегах и отношениях между опытными и молодыми учителями
Петр Мазаев, преподаватель социальной и политической истории
На ОТИМКе много молодых учителей — там работают в основном люди до 32. Но другие учителя по большей части относятся к нам напряженно. В гимназиях, правда, с этим легче, они нам рады, хотя у нас немного разные сигнальные системы. Но недоразумения всегда можно разрешить. А вот в обычных школах с этим очень тяжело. Я тут был на нескольких педагогических собраниях всероссийского, московского и районного масштаба. Это было очень плохо. Каждый преподаватель начинал свою речь с рассказа о своих регалиях, о своих заслугах (одна из главных ― «мы пережили 90-е»), а к «молодым» (от 22 до 36) обращались уничижительно с интонацией «яйца курицу не учат». Старшее поколение учителей готово воспринимать молодую поросль только как тех, кто перенимает у них опыт, «ремесло». А это происходит, как известно из жизни представителей бесписьменных народов, только благодаря прямому наблюдению за работой «мастера», поскольку вербализировать свою «систему» он не может.
Галина Рыкова, преподает русский язык и литературу
Педагогический коллектив ― довольно сложная вещь. Тем не менее мне всегда стараются помочь советом или какими-нибудь наработками, а если возникают вопросы и проблемы ― терпеливо объясняют, как надо что-либо делать. Далеко не всегда хвалят, но к критике нужно относиться спокойно и действительно важные замечания принимать к сведению, а не обижаться.
Елена Гринченко, учительница информатики
Относятся, разумеется, несерьезно! «Молодо-зелено». Был один конфликт, когда руководитель одного из классов, в котором я преподаю, сказала детям, что молодой учитель ― не учитель вовсе и ничему я их научить не смогу. Было очень тяжело настроить этот класс на продуктивную работу.
Педагогический коллектив ― довольно сложная вещь.
Рамиля Сабирова, учитель начальных классов
С коллегами отношения хорошие. Все стараются поддержать молодых педагогов, без нас им и самим трудно развиваться. В 2011 году ввели федеральные государственные стандарты. По ФГОСам сейчас должны работать все учителя, работающие в начальных классах. Например, каждый учитель на своем уроке должен десять минут от урока провести на макбуке, то есть придумать задание и провести. Даже для педагогов с большим стажем это проблематично — в связи с тем, что не все учителя могут работать по новым компьютерным технологиям. Это нас и сближает. Молодые помогают с тем, что ввели недавно. Педагоги с опытом помогают в методике преподавания, дают советы, отталкиваясь от своего опыта.
Об отношениях с учениками
Об отношениях с учениками
Александр, учитель истории
Это чуть ли не единственное важное наблюдение, которое я вынес из работы в школе. Если ты молодой учитель, подружиться действительно можно, но проблема в том, что тебе рано или поздно надо будет их учить, а для этого надо, чтобы они сами работали. От дружбы они работать не будут. Ну, может, единичные уникумы будут, а в целом ― нет. Это не значит, что их надо чморить и запугивать, но дистанция должна сохраняться. С ними можно общаться, иногда это даже забавно, но ощущение, кто здесь главный, должно быть.
Анастасия Петрова, учитель английского языка
С детьми я стараюсь дружить. Бывают, конечно, небольшие конфликты, но в целом у нас теплые отношения с учениками. Я не сторонник дисциплинарных наказаний. Мне кажется, что ребята ценят, когда к ним относятся как ко взрослым. Я бы не сказала, что я буквально общаюсь с учениками вне уроков. Но у нас есть специальный чат для классов, где я напоминаю домашние задания, даю рекомендации по их выполнению и отвечаю на вопросы по учебе — только по учебе.
Петр Мазаев, преподаватель социальной и политической истории
Это очень сложный вопрос. Я довольно рано стал выстраивать некоторую формальную дистанцию: говорить на вы, не лезть в личную жизнь, не поучать, не переходить на личности, не связывать оценки и отношение к ученику. У меня тут у одной ученицы вышла в четверти тройка на грани двойки. Она приходит ко мне понурая и спрашивает: «Петр Алексеевич, вы обиделись на меня за что-то?» Я говорю: «Нет, ...., я на вас совсем не обижен, с чего вы взяли?» А мне в ответ: «Ну, мама сказала, что такое количество двоек можно только со злости поставить». А дело было только в формально не сданных работах. Школьников очень удивляет, что у нас принято разделять эти вещи. Однако все эти формальные вещи, субординация и т. д. не означают, что мы вместе не дурачимся, не говорим о каких-то важных вещах наедине. Если коротко ― со многими дружу, но с большинством остаюсь в отношениях учитель — ученик.
Галина Рыкова, преподает русский язык и литературу
Мои отношения с учениками нельзя назвать дружбой. Так и до панибратства недалеко. Считаю себя строгим учителем, да и дети так обо мне отзываются. Ученикам сложно воспринимать молодого учителя, особенно если до этого у них вел предметы кто-то в возрасте. Нужно стараться найти золотую середину.
Елена Гринченко, учительница информатики
Мне пришлось немало потрудиться, чтобы выстроить отношения учитель — ученик: все они сначала не воспринимали меня как учителя. Сейчас, конечно, стараюсь поддерживать отношения на дружеском уровне, мне так проще. Я им доверяю и знаю, что они не обманут. И совсем недавно ребята, которые ушли из школы, говорили, что будут скучать.
Елизавета Назаренко, учитель английского языка
Изначально я переживала из-за того, что у нас такая небольшая разница, что ребята не будут слушать меня и мои требования. Но все оказалось наоборот. Мы с ними нашли общий язык. Я думаю, за счет того, что у нас общие интересы. Они приходят на мои уроки с удовольствием, так как я стараюсь на каждую пару придумать что-то новое: сценки, игры, викторины, хотя бы по 10–15 минут. Мы друг друга понимаем. Конечно, переступать грань никому не позволительно. Общаюсь с учениками только по учебе (они спокойно могут мне написать, если что-то не поняли или есть вопрос по домашнему заданию). Такого, что «привет, как дела?» ― ни в коем случае.
Рамиля Сабирова, учитель начальных классов
Несмотря на то что разница в возрасте небольшая, 10–11 лет, дети относятся ко мне как к учителю. При общении обязательно есть дистанция, при которой дети не позволяют себя вести как с другом: общение на вы, уважение, авторитет. Здесь немаловажную роль играет стиль общения педагога с детьми. Я думаю, что у меня в работе преобладает авторитарный стиль, но он, конечно, идет вперемежку с либеральным. Дети в начальных классах любят молодых, красивых, умных педагогов, именно это и является плюсом для учителя. Общаюсь с учениками только при подготовке к мероприятию, на экскурсиях, на факультативе по русскому языку. Никогда не общаюсь в социальных сетях. Я учитель. Считаю, что это недопустимо.
Мои отношения с учениками нельзя назвать дружбой.
Самый ужасный момент
за время работы
Самый ужасный момент
за время работы
Петр Мазаев, преподаватель социальной и политической истории
Когда ученики поймали тебя на ошибке и ты пытаешься вывернуться, понимая, что не надо было этого делать.
Анастасия Петрова, учитель английского языка
Ужасный момент был в первой школе, когда ребята из моего класса подрались и мне пришлось их разнимать и как-то все это улаживать. В такие моменты действительно становится страшно, потому что в детях так много агрессии в эти минуты, что никакие попытки их успокоить не работают.
Галина Рыкова, преподает русский язык и литературу
Наверное, самые ужасные моменты связаны с не всегда аргументированной низкой оценкой работы учителя родителями. Именно родители часто бывают недовольны тем, что их детям дали молодого учителя. Но отнюдь не всегда: я встречала очень много понимающих родителей, готовых откликнуться на просьбу о помощи и т. д. А еще бывает очень обидно, когда класс напишет плохо контрольную работу или диктант. Или когда сильно ругают детей, курируемых тобой.
Елена Гринченко, учительница информатики
Ужасных моментов я не припомню: я не из тех людей, кто даст себя в обиду.
Елизавета Назаренко, учитель английского языка
Слава богу, не было такого. Всегда тяжело, когда на экзамене приходится ставить неуд. Слезы ― вот что тяжело, пожалуй. Но, как говорится в поговорке, «слезами делу не поможешь».
Слезы ― вот что тяжело, пожалуй.
Подпишитесь на нас в социальных сетях