Фильм дня: «Вампир»
Vampyr
1932, Германия
Карл Теодор Дрейер
1 час 10 минут
В ролях: Джулиан Уэст, Морис Шюц, Рена Мэндел
После того как Дрейер занял одну из вершин немого кино в «Страстях Жанны д’Арк», он начал работу над первой своей звуковой картиной — «Вампиром» по роману ирландского писателя XIX века Джозефа Шеридана Ле Фаню. Человек, которому еще лет 30 придется отдуваться за налепленный ярлык религиозного мистика, в первый и последний раз так явно сгущает мистическую атмосферу. Эта странная и немного запоздалая встреча французского кино в духе Жана Эпштейна и немецкого экспрессионизма изначально не имела четко сформулированных принципов — в центре ее было видение общей атмосферы напряжения и кошмарного сна, которой Дрейер пытался достичь благодаря манипуляциям со светом и стилистическим эффектам (здесь можно прочесть сравнительный анализ фильма с повлиявшими на него живописными работами).
Вампирское приравнивается к бесплотному и дряхлому, к старости, которая встает из могилы и высасывает силы молодых. Отсутствие резких элементов, мистическая туманная атмосфера, для достижения которой Дрейер и Рудольф Мате сознательно засвечивали пленку, мягкая поступь и сновидческая логика, движение камеры от дома к кладбищу, будто из перспективы мертвеца — липкий мрак этого фильма постепенно, но неуклонно проникает внутрь.
Фильм можно посмотреть сегодня в проекции 35 мм в Музее кино.
Подпишитесь на нас в социальных сетях