Фильм дня:
«Первороссияне»
Евгений Шифферс, Александр Иванов
1967, СССР
1 час 17 минут
В ролях: Владимир Заманский, Лариса Данилина, Геннадий Нилов, Иван Краско, Инна Кондратьева
Благодаря 50-й годовщине Октябрьской революции было снято несколько замечательных фильмов, а еще больше – запрещено. Экранизация поэмы Ольги Берггольц о подвиге первых коммунаров не предвещала ничего подсудного. Эпический сценарий доверили Александру Иванову, народному артисту СССР, режиссеру фильмов «Если позовет товарищ» и «Поднятая целина». Только вот помощником престарелому мэтру назначили молодого ленинградца Шифферса, не так давно уволенного из всех театров за формализм. В результате, пока 70-летний Иванов писал на съемочной площадке мемуары, прикрытый его благонадежным именем Шифферс снял один из самых удивительных фильмов в истории советского кино. Поэтическая легенда о том, как семеро смелых, заручившись личным благословением Ильича, строили коммунизм в бывших местах ссылки, нашпигована христианской символикой и заимствованиями у Довженко и Дрейера (любимый фильм Шифферса – «Страсти Жанны Д’Арк»), но в первую очередь сшибает с ног изобразительным решением: законы пространства отменены, на их место встает тотальная художественная условность, а каждая глава выполнена в определенной цветовой гамме, из-за чего художнику приходилось перекрашивать целые горы, визуализируя фразу «земля горит под ногами». В итоге кино получилось, конечно, совсем не об Октябрьской революции, а о силе веры. Неслучайно режиссер, позже ударившийся в религиозный аскетизм, сказал актерам не читать поэму Берггольц, так как «фильм никакого отношения к ней не имеет». Он и название ее изменил: вместо «Первороссийска» — «Первороссияне», то есть христиане. И лица героев закрасил под лики.
Судьба авангарда в СССР известна всем – у этого фильма не было шансов. Режиссера поперли из кино, в финал приклеили бронзового Ленина, а саму картину быстро сдали в утиль, где она и пролежала до 2009 года.
Подпишитесь на нас в социальных сетях