Подпишитесь на нас в социальных сетях

закрыть
чат чат
свернуть развернуть
Ответить
через вконтакте
через фейсбук
через твиттер
через google

Авторизация подтверждает, что вы ознакомлены с
пользовательским соглашением

Вот такой текст отправится вам на стену, его можно редактировать:
с картинкой
Отправить
в Фейсбук в Вконтакте в Твиттер
Загрузить еще
21 августа
12030 0

вопрос дня:
На какие режимы в истории похож путинский?

Тот случай, когда ответ на вопрос превращается в интересный лонгрид.


Максим Саморуков

заместитель главного редактора Carnegie.ru:


С авторитарными режимами есть такая штука, что с одной стороны, между ними можно найти сотни важнейших отличий, а с другой — многие принципы, по которым они организованы, более-менее одинаковые. Из-за этого, когда знаешь что-нибудь про один режим, возникает сильный соблазн сделать вывод, что у нас в России сейчас все то же самое. Отсюда, например, растут бесконечные сравнения Путина с Гитлером. Просто нацистская Германия — это самая широко известная правая диктатура, и чтобы сравнивать с ней сегодняшнюю Россию, никаких особых знаний не требуется.

На наше счастье, в реальности у путинского режима очень мало общего с нацистским. Разве что они оба правые, а не левые. А так устройство сегодняшней России больше всего похоже на относительно мягкие консервативные диктатуры, которые еще недавно покрывали большую часть Южной Европы и Латинской Америки. То есть вместо всеобщей справедливости и светлого будущего мы выбираем буржуазную набожность, скрепы и великое прошлое.

Такие режимы обычно возникают, когда страна рухнула одновременно и в экономический кризис, и в демократизацию, из-за чего в общественном сознании одно становится синонимом другого. В результате люди глубоко разочаровываются в самой идее перемен и начинают требовать вернуть обратно старый порядок и ничего в нем не трогать, пускай за это и придется заплатить жертвами и ограничениями.

Естественно, сделать все опять как при царе-батюшке ни у кого не получается, но вернуть кое-какие греющие атрибуты и навести некоторый порядок, закрутив политические гайки, — это задача многим по плечу. А дальше подвернутся какие-нибудь благоприятные внешние обстоятельства, да и экономические кризисы не могут длиться вечно. И пожалуйста, получайте спасителя отечества от нищеты и анархии — единоличного или целую группу товарищей.

На этой развилке Россия решительно повернула в сторону личных, а не коллективных диктатур. Туда, где рядом с названием режима неизбежно появляется конкретная фамилия: чаще генерала — скажем, Франко или Пиночета, но бывает и профессора — Салазара. Личные диктатуры обычно хуже адаптируются к меняющимся обстоятельствам, но при удачном раскладе могут протянуть очень долго и даже пережить своих основателей. Например, салазаровский режим простоял еще пять лет после его смерти, при том что сам Салазар перед этим правил Португалией 40 лет.

Главная угроза для таких мягких консервативных режимов кроется в них самих — в том, что они сами начнут неадекватно реагировать на неизбежное со временем падение популярности, к которой они успели привыкнуть. По старой памяти переоценят свои возможности и ввяжутся во что-нибудь, что у них не хватит сил контролировать.

Опаснее всего здесь внешнеполитические авантюры. Ужасно соблазнительные с точки зрения повышения популярности, они обычно плодят кучу непредвиденных трудностей, с которыми непонятно что делать. Вместо привычного уютного мира внутренней политики, где режим так умело раскидывал всех своих противников, в дело вдруг вступают могучие внешние силы, не желающие делать то, что они должны были делать в соответствие со столь гладкими и убедительными планами режима.

В результате на страну обрушиваются трудности и лишения, а у режима под рукой нет серьезного репрессивного аппарата, чтобы заставить всех заткнуться и терпеть. Поэтому часто все заканчивается крахом уже при первых серьезных поражениях. Союзники только-только высадились на Сицилии, а Большой фашистский совет уже собрался, чтобы отправить в отставку и арестовать Муссолини. Британскому флоту не понадобилось брать Буэнос-Айрес, чтобы покончить с аргентинской хунтой — генералы сами между собой все решили, кого надо отставили и объявили демократию.

В таких ситуациях основная махина режима начинает спасать себя и искать выход из нарастающего кризиса, жертвуя самыми одиозными из своих представителей. Список таких жертв может включать самого лидера, но может и не включать (Милошевич в 95-м отделался сливом боснийских и хорватских сербов), а формат жертвоприношений — варьироваться от растерзания толпой до тихого ухода в тень. Тут уж как пойдет, но в целом общечеловеческая тенденция к гуманизации таких переходов очевидна.



Другие ответы на сайте TheQuestion


{"width":166,"columns":6,"padding":40,"line":80}
20 августа
12564 0

вопрос дня:
В чем секрет долгих отношений, чувства в которых не угасают со временем?

На этот вопрос дают ответ десятки людей, но у Натальи явно больше опыта.

Natalia Krivolapchuk

Интеллектолог, зоопсихолог, автор синтетической психологии и МИО(с)-технологии:


Прожив с мужем тридцать семь лет, до самой его смерти, я могу говорить о своей точке зрения.

Общие интересы и все такое прочее - это, я бы сказала, условия для НАЧАЛА прочных отношений. А вот потом начинается РАБОТА.

Мы меняемся, наш партнер тоже. Это не обязательно происходит синхронно, чаще - по разным поводам и с разной скоростью. Отслеживать эти изменения и реагировать на них так, чтобы это было в общих интересах - вот это и есть работа!

Я тридцать семь лет постоянно УЧИЛАСЬ быть столькотолетней женой столькотолетнего мужа. И он точно так же. Потому и прожили столько лет, а могли бы и еще дольше.


Другие ответы на сайте TheQuestion


{"width":166,"columns":6,"padding":40,"line":80}
19 августа
10667 0

вопрос дня:
Россия одна из самых читающих стран в мире?

Мы не удержались и взяли два ответа на вопрос о том, правда ли жители России так много читают. 

Daniel Pago

томат-иллюминат:


Миф «россияне — самая читающая нация» был создан в эпоху Брежнева. В условиях плановой экономики производилось огромное количество литературы. В пересчете на каждого гражданина действительно выходила приличная цифра. Только вот читали ли эти книги или они пылились на полках — никто не проверял.

Сейчас проводятся различные социологические исследования на эту тему: по показателю «сколько часов в неделю люди тратят на чтение книг» россияне оказались на седьмом месте. Самая читающая страна — Индия.



Александр Кияткин

журналист:


Да, есть такой World Culture Score Index, в котором самые читающие в мире (то есть больше времени проводящие за книгой) страны — это Индия (где каждый третий не умеет читать), Таиланд, Китай, Филиппины, Египет, Чехия и Россия. Странная подборка, да? Надо думать, это потому что данный индекс составлен по опросам. И сразу видно, в каких странах любят прихвастнуть. Более объективным показателем может считаться количество наименований книг и количество экземпляров книг, выпускаемых за год в расчете на человека или на миллион жителей. По числу экземпляров (где-то 2,9 на человека) Россия на очень высоком уровне — наравне примерно с Великобританией. А вот по количеству наименований книг, которые выпускаются в год (711 наименований на 1 млн человек), уступает США и всем крупным странам Европы, кроме Украины, Польши и Турции. От Великобритании отстает в три с лишним раза. Получается, что книг печатают довольно много (в основном за счет учебников — на них приходится 45% всех копий в год), но при этом книжный рынок откровенно отсталый. Причем, он деградирует от года к году. В 2008 году новых наименований книг было 71% (остальное — переиздания), а в 2012-м новых было только 64%. Количество переводных книг за тот же период снизилось в полтора раза.

(Приведенные выше цифры - данные Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ и International Publishers Association). 



Другие ответы на сайте TheQuestion


{"width":166,"columns":6,"padding":40,"line":80}
18 августа
18973 0

вопрос дня:
Как живут монахини, что делают, выходят ли за пределы монастыря?

Монахини работают побольше нас с вами.


Инокиня Евгения Мария Сеньчукова

пресс-секретарь Якутской и Ленской епархии, обозреватель сайта «Православие и мир»:


Монахини живут по-разному, зависит от устава их монастыря и/или возложенных послушаний. В монастыре день начинается с общей молитвы (5–7 часов утра), богослужения (если есть: продолжительность от полутора до трех часов), трапезы, далее — послушания (спектр огромен — от уборки до бухгалтерии, от преподавания в воскресной школе до вождения автомоболия), вечером — опять богослужение (если есть; часа два с половиной — четыре), трапеза, совместная молитва. Относительно свободное время — на индивидуальную молитву, личные дела, чтение — не очень большое.

Таким образом, «рабочий день» монахини может составлять и 15, и 16 часов.

Это некий усредненный идеал — фактически может быть все, что угодно.

Из монастыря монахиня может выходить по монастырским делам (покупки, сбор пожертвований, какая-то просветительская или добровольческая деятельность). Если для собственных нужд — это оговаривается с настоятельницей и духовником.

Кроме того, есть монахини, несущие послушания и из-за этого живущие за пределами монастырей: в епархиальных управлениях и семинариях, в приходских храмах и в часовнях; некоторых отправляют в миссионерские поездки; некоторые занимаются помощью подопечным монастыря или епархии (например, шефство над детскими домами) и т. д.

Общее для всех монахов и монахинь одно: их деятельность должна совмещаться с молитвой.


Другие ответы на сайте TheQuestion


{"width":166,"columns":6,"padding":40,"line":80}
17 августа
11822 0

вопрос дня:
Почему в России провалились экономические реформы начала 1990-х?

Обстоятельный ответ на вопрос, который почему-то редко задают.


Ivan Korolev

аспириант Стэндфордского университета (экономика). До этого окончил ВШЭ и РЭШ:


Я бы не стал так однозначно говорить, что экономические реформы начала 90-х провалились. Большинство экономических проблем 90-х было вызвано не реформами, а ужасным состоянием советской экономики на момент распада СССР.

Простая аналогия: если у самолета в полете отказывают все двигатели из-за того, что их неправильно обслуживали на земле, и пилоту приходится совершать аварийную посадку, то в аварийной посадке виноват не пилот, а техники, проводившие обслуживание. Пилоту же надо сказать спасибо за спасение пассажиров в критической ситуации. Правительство 90-х было как раз в роли такого пилота: им достался неисправный самолет (т.е. прогнившая экономика), который хоть как-то надо было спасти, и с этой задачей они успешно справились (в России не было гражданской войны, голода и прочих катастроф).

Еще не стоит забывать, что цены на нефть в 90-е годы держались на уровне 15-20 долларов за баррель и стали расти только в 2000-е годы, после прихода Путина к власти (но это совпадение, рост цен на нефть никак с приходом Путина не связан). Поэтому экономический рост России 2000-х во многом объясняется везением: Путину повезло, что цены на нефть выросли и Россия безо всяких усилий получила огромное количество денег. У реформаторов 90-х такой роскоши не было.

Более того, несмотря на все сложности, экономические реформы 90-х заложили в России основы рыночной экономики, которые сохранились и по сей день. Именно благодаря этим реформам у вас есть возможность покупать иностранные автомобили и бытовую технику, ходить в Икею и Макдональдс, покупать хлеб и колбасу без очередей.

Критика реформ 90-х со стороны таких экономистов, как Стиглиц и Сакс, мне кажется необоснованной: критиковать реформы после их проведения легко, но вот на момент начала реформ никто не знал, как правильно проводить реформы (впрочем, думаю, не знает и сейчас). Ни в одной стране мира рыночная экономика не выстраивалась за один день; как правило, формирование рыночной экономики занимало несколько столетий. Поэтому ни один экономист не может дать идеальный рецепт того, как быстро и без проблем рыночную экономику построить.

У реформаторов не было ни теоретической или исторической базы, подсказывавшей, как правильно проводить реформы и строить рыночную экономику, ни времени на то, чтобы такую базу создать. И в этих условиях им удалось главное: избежать катастрофы и заложить основы рыночной экономики в России. Ну а те экономические проблемы, которые мы наблюдаем сейчас, вызваны не провалом экономических реформ 90-х, а прежде всего политическими проблемами (и, в частности, катастрофической ошибкой Ельцина с выбором преемника).


Другие ответы на сайте TheQuestion


{"width":166,"columns":6,"padding":40,"line":80}
16 августа
29595 0

вопрос дня:
Какова минимальная возможная цена на нефть?

Ответ не слишком понятный, но, очевидно, у экономики действительно нет дна.


Михаил Крутихин

экономист, партнер консалтингового агентства RusEnergy:


Ответ на этот вопрос не знает никто! Здесь важно понимать: для кого и как? Цена может быть минимальная для определенного месторождения или для определенной компании, а в целом говорить о цене на нефть нельзя. Некоторые компании способны работать при цене шесть-семь долларов за баррель, а некоторые не могут работать даже когда 100 долларов за баррель.



Другие ответы на сайте TheQuestion


{"width":166,"columns":6,"padding":40,"line":80}

Черный ВОС

Дорогие читатели. Чтобы бороться с цензурой и ханжеством российского общества и отделить зерна от плевел, мы идем на очередной эксперимент и создаем хуторок свободы — «Черный ВОС». Здесь вас ждут мат, разврат, зависимости и отклонение от общепринятых норм. Доступ к бесстыдному контенту получат исключительные читатели. Помимо новой информации они смогут круглосуточно сидеть в чате, пользоваться секретными стикерами и получат звание боярина. Мы остаемся изданием о России, только теперь сможем рассказать и о самых темных ее сторонах.

Как попасть на «Черный ВОС»?

Инвайт получат друзья редакции, любимые читатели, те, кто поделится с нами своими секретами. Вы также можете оплатить подписку, но перед этим ознакомьтесь с правилами.

Оплатить

Если у вас есть какие-то проблемы с подпиской, не волнуйтесь, все будет. Это кратковременные технические трудности. По всем вопросам пишите на info@w-o-s.ru, мы обязательно ответим.

18+

Title

Text