вопрос дня:
Испытывают ли насекомые боль?
На вопрос отвечает любитель естественнонаучного и бывший арт-директор ВОС.
IVANOVSKII ALEXEY
арт-директор и любитель всего естественнонаучного
Случился праздник антропоморфирования. Ну конечно же, таракан будет чувствовать то же самое, что человек при газовой атаке, — он вспомнит в размытых грезах свой родной Гейдельберг, лицо фрау, воспитавшей его, и ту особую мелодичность боя часовой башни, которая свойственна только старым городам.
А если серьезно, то вопрос сложный и не терпит радикального упрощения (которое так любит интернет и примером которого все равно будет мой ответ)
1) «Чувствовать боль» — человеческая категория, точно такая же, как «любить Баха» или «ностальгировать по великому прошлому Португалии». Она не есть автоматическая реакция на стимул. Она — продукт сознания. Потому вопрос изначально некорректен, в такой формулировке — нет, конечно. Я бы переформулировал как-то более общо: страдают ли насекомые (и все равно криво).
Ведь есть люди, которые испытывают боль и не испытывают при этом страданий (то есть они сломают руку и им не будет плохо), а есть люди, которые испытывают воображаемые боли и от этого страдают без прямых физических причин на то совсем (все истории про фантомные боли). То есть если боль можно себе выдумать, конечно же, она производная от сознания и с ним неразрывно связана (здесь всплывет дух Хофштадера с градиентом сознания, и мы скрестим шпаги на тему того, есть ли вообще сознание у насекомых, но я не буду вдаваться в казуистику — в нашем понимании сознания у них, конечно, нет, либо есть его несоизмеримо ничтожная часть).
2) Есть ли у них что-то похожее на боль? Конечно, у них есть реакции на внешние раздражители, они есть даже у растений (см. мимоза). Но неясно, страдают ли они от этого. Например: давление на ноги после повреждения у них не изменяется, т. е. они не могут хромать; после некритичных повреждений у них не ослабится половое поведение (мы с только что сломанными ногами вряд ли пойдем на свидание). Это пишет на Quora энтомолог, верю ему, оригинальные работы нет времени посмотреть.
При этом мы не можем утверждать, что эти реакции вызывают какие-то негативные эмоции у них, все же у них нет ни категории «эмоции», ни категории «негативные».
3) Эти реакции вызываются другим типом нервных клеток — их ноцицепторы называются Class IV multidendritic neuron как в своей работе пишет Dr. Hwang, изучавший такие клетки у дрозофил. В ней он показывает, что активация таких клеток приводит к rolling behaviour – откатыванию, и предполагает, что они возникли как реакция на паразитов. Сказать, что это и есть боль, нельзя совсем. Например, они же активируются, если на них посветить ярким синим светом. Если очень коротко — чтобы испытывать боль, надо испытывать эмоции. Судя по всему, в нашем общем понимании эмоций у насекомых нет, а значит нет и боли. Тут точно нет 100% ясности, но в моей голове чаша весов все же склоняется очень сильно именно сюда. Иначе надо будет искать какие-то удивительные доказательства того что: а) у насекомых есть эмоции (пока есть только о-о-очень сильные натяжки), б) среди этих эмоций есть боль и страдания.
Extraordinary claims (as such), как говорится, require extraordinary evidence, которого пока нет.
Умеют ли они реагировать на внешние раздражители — конечно да, но этого недостаточно, чтобы говорить, что у них есть боль и страдания.
P. S. Имени Хофштадтера: положим, мы врубим антропоморфирование на полную катушку: если подуть таракану на усы, он их рефлекторно втянет, потому что ему «неприятно», тогда, если мы неожиданно выскочим перед самоуправляемой машиной на дорогу — и она рефлекторно объедет нас, будет ли она при этом раздражена? От первого предположения до второго значительно ближе чем кажется.
Другие ответы на сайте TheQuestion
Подпишитесь на нас в социальных сетях