Цитата дня:
Почему горит Байкал?
Вокруг озера Байкал которую неделю продолжаются лесные пожары, но внимание федеральных СМИ занимают более громкие проблемы, в основном политического и экономического толка. Сегодня мы цитируем фрагменты интервью руководителя противопожарной программы «Гринписа» Григория Куксина изданию IrkutskMedia о попытках принизить масштабы пожаров в публичной сфере и о волонтерстве.
«Гринпис: Причина пожаров на Байкале — несвоевременное признание проблемы», IrkutskMedia
- Самая актуальная проблема в Иркутской области - крупномасштабные лесные пожары. Каковы, по вашему мнению, причины сложившейся ситуации?
- Сейчас уже работают все возможные силы, но, к сожалению, они были направлены с опозданием более чем на месяц. Это обидно, поскольку взять под контроль развитие этой катастрофы на ранней стадии было можно. Сколько пожаров возникало видели все: и МЧС, и Рослесхоз, и власти. То, что режим ЧС поздно введен, то, что помощь федерального резерва лесоохраны запрошена с огромным запозданием, то, что в десятки раз искажали данные в официальных сводках, и стало причиной нынешних масштабов катастрофы.
Сейчас уже начали признавать масштабы, приводить верные данные о том, что и как сильно горит. Но на этом этапе даже всех сил не хватит ситуацию переломить. Выходит только сдерживать пожары на самых опасных направлениях, не пускать к населенным пунктам. Нужно было просто не побояться просить помощи, потому что грозовая активность и экстремальные погодные условия случаются. Это не вина властей, что погода такая и много «диких» туристов.
Это не вина какого-то конкретного чиновника, разве что общая недоработка системы профилактики. Конкретная вина конкретных людей лишь в том, что они пытались имитировать благополучие, когда уже надо было просить помощи. Сейчас остается тянуть до осенних дождей.
Эта ситуация абсолютно характерная для России в целом, когда на местах боятся признать проблему, а федеральные власти делают вид, что верят регионам. Здесь абсолютно поровну делится ответственность. И Рослесхоз, и МЧС обладают прекрасными системами космического мониторинга и соответствующими полномочиями.
- На фоне лесных пожаров в Иркутской области и соседней Бурятии ситуация с торфяными пожарами привлекает несколько меньшее внимание. Насколько серьезно вы оцениваете эту проблему?
- Когда горит побережье Байкала — это катастрофа общенационального, если не планетарного масштаба. Это озеро — ценность для всех людей. Проблемы торфяных пожаров на таком фоне носят местный характер, но их нельзя недооценивать. Например, дым от торфяных пожаров один из самых токсичных.
<...>
- У вас большой опыт работы с добровольцами, организацией их работы. Какие проблемы встречаются при организации работы волонтеров? Что бы вы могли посоветовать в случае с Иркутском?
- С одной стороны, конечно хорошо, если люди будут активнее, потому что это общая проблема. С другой стороны, очень важно, чтобы не было «показухи», принудительно нагнанная численность добровольцев никакой пользы не принесет.
У нас и так слишком много имитации добровольчества, особенно после 2010 года, когда после принятия закона о добровольной пожарной охране у нас в каждом селе на бумаге есть добровольная пожарная охрана, но в реальности этих людей, как правило, нет. Такой «показухи» быть не должно, потому что в итоге это отталкивает людей от идеи добровольчества, рушит доверие между теми, кто пытается этот процесс выстраивать, будь то общественники или инициатива властей.
Первое и главное условие работы волонтеров чтобы это была не «показуха», а реальное желание помочь.
- Учитывая традиционные пожарные проблемы Прибайкалья, что нужно сделать для развития эффективного волонтерства здесь?
- К этому надо системно и планово готовиться, потому что наплыв добровольцев из-за какой-то катастрофы быстро спадает после того, как проходит острота проблемы. Но при следующей катастрофе вся организация начинается с нуля. Хороший выход — это развитие системного планово развивающегося добровольческого движения, где люди могут получать качественную подготовку.
Подпишитесь на нас в социальных сетях