Фильм дня: «Голод»
Hunger
Стив МакКуин
2008
Великобритания, Ирландия
В ролях: Майкл Фассбендер, Лиам Каннингем, Стюарт Грэхем
В марте 1981 года узники тюрьмы Мэйз, мотавшие сроки за членство в Ирландской Революционной Армии, объявили голодовку в знак своего несогласия с тем, что британское правительство лишило их статуса политзаключенных (Special Category Status, чтобы быть точным). Первым был Бобби Сэндз. Во время голодовки он успел избратьcя в британский Парламент, но своего так и не добился. И умер спустя 66 дней, в мае.
Этот сюжет можно представить себе как угодно, но только не так, как его реализовал на экране Стив МакКуин. Он лишил легенду общей формы и выразительных поворотов и слепил ее экранное воплощение предельно скупо. Голой плотью среди железа и камней. Кровью с рук «мусора» в наполненной теплой водой раковине. Пролежнями Майкла Фассбендера-Сэндза. Сцена стрижки и бритья насильно, достойной кисти любого исторического живописца.
«Голод» ― скорее выставка, снятая на камеру, чем собственно кино, разыгранное напудренными леди и джентльменами. Близость к видеоарту тут даже в закольцованности каждого отдельного эпизода — Фассбендеру меняют простыни, Фассбендера волочат по полу. И в геометричном построении каждого кадра, да. Удивительно, насколько четкое высказывание вырастает из этого проекта для галереи White Cube. Спасает не монолог старушки Тэтчер, упокой, Господи, ее душу. Спасает закалка. Фильм - еще одно очко в пользу всеми так ненавидимых галерей и биеннале. Проекты для них могут быть чем угодно — было бы у художника желание. Хоть фильмом, хоть романом, хоть телепередачей. И «Голод» - лучшее доказательство факта, что совриск — универсальный язык для общения в равной степени и с Иосифом Бакштейном, и с Моисеем Кацманом с Большой Арнаутской.
Подпишитесь на нас в социальных сетях