Фильм дня:
«Так жить нельзя»
Станислав Говорухин
1990
СССР
1 час 55 минут
В ролях: Станислав Говорухин, Александр Невзоров
документальный
Умри, Херцог. Уйди на пенсию, Зайдль. Станислав Сергеевич Говорухин уделывает одной рукой постдок, другой укладывает на лопатки шоковое кино. В «Так жить нельзя» прекрасно все: разговоры Говорухина с проститутками, ментами и маньяками, разглядывания совковых граффити с летающими письками и развернутые комментарии к ним. Дружба с Александром Невзоровым, наконец.
Автор «Места встречи изменить нельзя» всегда метил в колонизаторы — в белого человека, осуждающего дикарские нравы аборигенов. Камера для него — средство вынесения обвинительных приговоров. В «Десяти негритятах», не стесняясь, симпатизировал убийце — так им и надо, уродам, пусть сдохнут. В гуманистическом «Месте встречи» выбором Высоцкого на роль, вообще-то, отрицательного персонажа, выносил приговор благодушию и оттепельным иллюзиям. Не говоря уже про отстреливания яиц слушателям «Отпетых мошенников» в «Ворошиловском стрелке».
Но именно как документалист он — круче всего. Его питательная среда — обвинять, наказывать, читать проповеди — тут расцветает. Потом еще рассказывал про Россию, которую мы потеряли, охотился за Солженицыным в Штатах, в «Великой криминальной революции» доставлял, что называется, бегая за похитителями проводов и рельс. Но это все так, семечки. «Так жить нельзя» — самый увлекательный суд на земле. Говорухин живописует апокалипсис, мир, где все гниет и разваливается, все бухают и насилуют куриц, менты прессуют бомжей, бомжи мочат друг друга. Камера создает не обвинительный документ, а прощальное свидетельство. Конец света наступил в 1990 году, и Станислав Сергеевич Говорухин его снял со всей свойственной ему дикостью, элегантностью и безумием. Все, что потом — его сладкий сон, ненужное продолжение.
Подпишитесь на нас в социальных сетях