Фильм дня: «Жанна Дильман, Набережная Коммерции 23, Брюссель 1080»
Jeanne Dielman, 23 Quai du Commerce, 1080 Bruxelles
Шанталь Акерман
1975; Бельгия, Франция
3 часа 13 минут
В главной роли: Дэльфин Сейриг
Праздничный загул закончился, отчествованные мужчинами женщины возвращаются к домашней рутине. Как именно выглядит эта самая рутина, в подробностях рассказывает фильм Шанталь Акерман. Рекомендовать его здесь к просмотру так же неловко, как просить незнакомца вымыть у тебя на кухне гору посуды. 99% людей выключат «Жанну» минуте на десятой, и их, пожалуй, можно понять. Три долбаных часа одинокая вдова выполняет все данные ей обществом служебные роли: готовит, убирает, заботится о сыне, поддерживает вялые родственные отношения, спит с мужиками (чем и зарабатывает на жизнь). Для обывательского сознания фильм станет главным примером изматывающего претенциозного арт-хауса. Но если на время воздержаться от популистской иронии и попробовать смотреть кино свежими глазами, получите воистину уникальный эффект погружения. Собственно, именно им картина и ценна, никакого многообразия смыслов и глубинного психологизма здесь нет. Просто на исходе второго часа обыденность становится патологией (ну зачем она так остервенело чистит эти проклятые ботинки?), чувство безотчетной тревоги достигается благодаря нехитрым манипуляциям с кофейником, а одна из самых страшных сцен мирового кино выглядит так: женщина чистит картошку и, кажется, о чем-то думает. Благо женщину играет великая кино-, а главное театральная актриса.
Феминистское движение, видимо, из-за неожиданного финала, поспешило объявить фильм чуть ли не манифестом, что, конечно, предсказуемо, но глупо. Жанну с равным успехом можно назвать и женщиной, которую все достало, и посудомоечной машинкой, которая вдруг сломалась.
В общем, вряд ли нам удалось убедить вас посмотреть это кино.
Подпишитесь на нас в социальных сетях