Фильм дня:
«Тучи над Борском»
Ваcилий Ордынский
1960, СССР
1 час 21 минута
В ролях: Инна Гулая, Роман Хомятов, Владимир Ивашов, Наталья Антонова, Инна Чурикова, Никита Михалков
Лучшие советские сценаристы Семен Лунгин (отец режиссера Лунгина и муж переводчицы «Карлсона») и Илья Нусинов сочинили панк-манифест «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен» и декадентский гимн гнили «Агония». Да много чего сочинили. Но поистине великая вещь у них одна, опередившая и преодолевшая время. В 1960 году, когда о религиозных хоррорах еще не смели думать, Полански и в голову бы не пришел «Ребенок Розмари», а «Плетеным человеком» не пахло, Лунгин-Нусинов создали эталон жанра в чистейшем виде. А незаслуженно оставшийся в тени истории кино Василий Ордынский превратил его в графичную поэму.
Молодая учительница приезжает в провинциальный городок, где ей выдают классное руководство. Ученики — ничего себе, но среди них имеется милая девчушка, к несчастью своему влюбившаяся в одноклассника-члена тоталитарной религиозной секты. Ну и за душу барышни начинают сражаться ответственные общественники и вылезшие из болота дремучие богомольцы. Тут великолепно все без исключения. Да, на такие высоты разговор про жуть русской провинции никогда уже так и не поднялся. Финальная сцена — шедевр экспрессионизма. Комсомольское собрание рифмуют с радением дремучего братства, тени пляшут, жуткие хари мелькают как в калейдоскопе, провинциальные упыри распинают девственницу в покосившемся амбаре.
Ну и так, в качестве бесплатного довеска: «Тучи» знаменательны еще и тем, что в них хором дебютировали будущие монументальнейшие из актеров, маленькие Михалков и Чурикова. Первый имеет даже маленький бенефис — очень символичный. Играет школьника, которому поручили на капустнике сыграть продажного и алчного попа, торгующего свечками и просвирами.
Подпишитесь на нас в социальных сетях