Цитата дня:
Как Роскомнадзор пришел к успеху
Грозу российского интернета Роскомнадзор, как правильно замечает «Медуза», никто не знал до 2012 года. Сегодня мы цитируем отрывок расследования Даниила Туровского о том, откуда взялась эта организация, как пришла к успеху и что представляла собой до всего.
Фото: Сергей Киселев / Коммерсантъ
«Как устроен Роскомнадзор», Медуза
«В восьмиэтажном здании на Китай-городе, отделанном серой плиткой и окруженном голубыми елями, четыре верхних этажа занимает Роскомнадзор; ниже расположено министерство культуры. До администрации президента от Роскомнадзора медленным шагом — пять минут.
До осени 2012 года о деятельности ведомства знали только особо интересующиеся. Роскомнадзор появился в 2008 году — подразделение «откололось» от Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. В его полномочия попали надзор за СМИ (в том числе выдача предупреждений о нарушениях — медиа, получившее два и больше предупреждений, может быть закрыто) и связью (оформление радиочастот, выдача разрешений на судовые радиостанции и на строительство линий связи).
Уже тогда РКН периодически выступал с заявлениями, которые в последующие годы превратятся в неприятную рутину: то указывал историческому каналу на искажение фактов о Второй мировой, то обещал заставить робота искать экстремистские заявления в интернете.
В декабре 2009 года Роскомнадзор впервые оказался в центре внимания журналистов — тогда глава ведомства предупредил СМИ об ответственности за комментарии на форумах. «Если редакция не хочет осложнений с надзорными органами, то должна модерировать свой форум», — говорил он. Обнаружение «экстремистского» комментария под заметкой, который мог оставить кто угодно, могло закончиться для СМИ предупреждением от Роскомнадзора. Некоторые сайты в ответ закрыли форумы, другие наняли в штат модераторов. История про комментарии впервые продемонстрировала амбиции государства по поводу регулирования интернета; но это был только пролог.
«До 2012 года эта контора была никому не нужная, занимающаяся радиочастотами и какими-то другими мелочами, — объясняет Дмитрий Хомак, создатель энциклопедии интернет-фольклора „Луркоморье“, на которой только за 2013-й Роскомнадзор заблокировал 34 страницы. — Они простые парни, не были испорчены деньгами. Такие унылые м***ки в серых костюмах, которые приходили подписать какое-нибудьразрешение. Было ведомство вроде госводоканала. И вдруг на них свалилась слава. Они стали звездами. Раньше смотрели из-за угла на какого-нибудь [главного редактора „Эха Москвы“ Алексея] Венедиктова, а теперь могут дверь ногой открывать».
Настоящая слава свалилась на Роскомнадзор после принятия в 2012 году поправок в закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; пакет этих поправок также называют «законом о черных списках» или «законом о цензуре в интернете». Главное нововведение — «Единый реестр доменных имен, указателей страниц», то есть список сайтов с «запрещенной информацией», составляемый экспертами надзорных органов: Роскомнадзора (детская порнография), ФСКН (наркотики) и Роспотребнадзора (инструкции для самоубийц). Реестр создавался для операторов связи, которые должны блокировать для своих клиентов доступ к попавшим в список сайтам. Одним из инициаторов поправок выступала Елена Мизулина, депутат Госдумы (прославившаяся законом о «запрете гей-пропаганды»).
Предполагалось, что реестром запрещенных сайтов будет заниматься МВД, но силовики якобы отказались «от грязной работы», рассказывает Артем Козлюк, лидер движения «Роскомсвобода» (оно отслеживает деятельность Роскомнадзора). «Необходимо было определить центр компетенции, который мог бы одновременно работать и с интернет-компаниями, и с операторами связи; таким исполнительным органом был назначен Роскомнадзор», — в свою очередь, объясняет помощник руководителя Роскомнадзора Вадим Ампелонский.
Летом 2012 года, за несколько дней до голосования в Госдуме, «Википедия», ЖЖ, «ВКонтакте» и «Яндекс» провели самую масштабную забастовку в истории русского интернета. «Википедия» повесила на главной странице заглушку с надписью «Представьте мир без свободных знаний. Сегодня в Госдуме обсуждается закон, который может привести к созданию внесудебной цензуры всего интернета». ЖЖ опубликовал редакционный пост «за свободу информации». «ВКонтакте» на всех страницах появилась ссылка на главную страницу «Википедии». «Яндекс» перечеркнул в своем слогане «Найдется все» второе слово.
Несмотря на протесты интернет-гигантов, закон с успехом преодолел парламент и в том же 2012 году вступил в силу».
Подпишитесь на нас в социальных сетях