Цитата дня:
Каким должен быть учебник мечты
Портал об образовании «Мел» узнал у специалистов, которые занимаются дизайном учебных пособий, каким должен быть идеальный учебник. Мы цитируем слова сотрудников Мастерской Димы Барбанеля о том, почему россйиские учебные пособия выглядят скучно и на что должен претендовать современный учебник.
Как должен выглядеть учебник мечты, «Мел»
За что ругают современные учебники, что с ними не так?
Сергей Монахов
Если говорить только об учебниках по русскому языку, то они и структурированы, и в дизайнерском отношении оформлены консервативно — то есть скучно. Наверное, это в первую очередь следствие доставшейся нам педагогической традиции. Эта традиция во главу угла всегда ставила языковую компетенцию — знание структуры языка и умение писать в соответствии с литературными нормами. Согласитесь, при таком подходе сложно изыскать какие-то ресурсы для красочных дизайнерских решений. Таблицы и таблицы, слова с пропусками и слова с пропусками. Особо фантазии не разгуляться. Совсем другая история начинается, когда мы понимаем, что учебник должен быть прежде всего нацелен на формирование коммуникативной компетенции — навыков общения в разных формах и сферах деятельности.
Дима Барбанель
Учиться в любой среднестатистической неспециализированной школе довольно уныло, думаю, класса со второго. Почему так? Потому что там все безжизненное и едва держится на отдельных, очень редких увлеченных профессионалах, любящих детей и свое дело. А не на хорошо спроектированной методике. В основном преподавательский состав школ очень слабый, особенно вдали от Москвы и Петербурга. В этой непростой ситуации учебник получает дополнительную функцию к своему интерфейсу: быть собеседником, вовлекающим в новое, чаще всего абстрактное явление знания. Учебник должен говорить на языке образов, которым можно сопереживать, причем в разном возрасте и в разной культурной и этнографической среде этот язык различен. С учебником должно хотеться быть, он должен быть спроектирован как нелинейная система, только тогда он будет адекватен, и ребенок будет доверять ему.
Как меняется оформление учебника со временем, и на что должен претендовать современный учебник?
Дима Барбанель
Учебник совсем перестал быть просто книгой с заданиями и какими-то собранными по непонятным школьнику алгоритмам текстами. Современный учебник претендует на «интерфейсность»: он устроен сообразно человеку, учитывая множество эргономических, ментальных, психологических и разных других зачастую очень новых параметров.
Кажется, что российский учебник остался в 80-х. Вероятно потому что те, кто сейчас занят оформлением учебников — редакторы, дизайнеры и иллюстраторы — катастрофически далеки от детей и контекста. Можно сказать, что учебник написан и визуально спроектирован на другом языке, оставшемся в прошлом. Условно, ну какой может быть Незнайка, если все знают Angry Birds? Может быть, и то, и другое — я не против Незнайки. Но не может быть только что-то одно и не быть другого, даже если кому-то персонально это не нравится. И я говорю не о допущении культурной интервенции, что довольно опасная штука из-за повально короткой памяти и системы ценностей вообще, а о том, что в учебнике, учитывая то, что его неизбежно будут читать школьники, нужно стараться показывать более целостную картину контекста.
Дети очень сильно поменялись: у них фантастическая скорость мышления, они во многих случаях лишены способности интерпретации абстрактных образов, либо эти механизмы очень отличаются от понятных нам, что, скорее всего, и есть. Они быстро устают от валящейся на них, как правило, избыточной информации, психоза родителей, не могут долго удерживать внимание на чем-то одном, но тем не менее они все — необыкновенные дети и пришли нас тупых, невнимательных и неталантливых наконец чему-то научить.
Подпишитесь на нас в социальных сетях