вопрос дня:
Почему «стрелять» сигарету считается нормальным?
Потрясающий ответ на вопрос: «А закурить не найдется?»
Виктор Вахштайн
профессор факультета социальных наук МВШСЭН:
Те, кто вырос в 90-е, хорошо помнят шокировавшую взрослых дворовую практику: в ответ на просьбу «А дай жвачку!» подросток доставал изо рта кусок жевательной резинки и передавал просящему. Что именно можно «стрелять», а что нельзя — вопрос культурной конвенции и конкретных обстоятельств здесь и сейчас. Когда таксист, везущий вас в аэропорт в пять утра, «стреляет» у вас кофе из термоса, вы не воспринимаете это как нарушение культурной конвенции, хотя стрелять кофе на улице не принято. Если бы шоколад был предметом массовой каждодневной потребности, его продавали бы в герметичных упаковках небольшими дозами. И тогда мы бы стреляли друг у друга шоколад.
Но это слишком общий ответ. Давайте введем два исходных аналитических различения:
1) стрелять у знакомого / стрелять у незнакомого;
2) выкуривать вместе / выкуривать порознь.
Наложение этих различений дает нам типологию из четырех фреймов. «Стрелять у незнакомого, чтобы выкурить самому» — это фрейм публичного пространства, улицы.
Такую практику изучают экономисты, у которых есть отличные модели, переводящие интересующий нас феномен в категории спроса и предложения, блага и ценности, рационального выбора, предельной полезности и приемлемых издержек. Для того, кто покупает пачку, одна сигарета — приемлемые издержки (плата за выход из потенциально неприятной ситуации), ее потеря не рассматривается как «ущерб». Для того, кто стреляет, «полезность» сигареты выше, чем для того, кто ее отдает. (Аналогичный механизм действует с мелочью.) Поэтому попросить зажигалку проще, чем сигарету, а сигарету — проще, чем две сигареты. Поэтому же не принято одалживать последнюю сигарету в пачке. (О «стрельбе» и курении как о рациональных экономических действиях см. nd.edu и springer.com).
Фрейм «Стрелять у знакомых, чтобы выкурить вместе» — это фрейм ритуала, который изучают антропологи. Их базовая объяснительная модель — теория дара. Социальный мир держится на ритуализованных формах одолжения. Дать сигарету знакомому «социальному курильщику», чтобы он покурил вместе с Вами — это негласный общественный договор, здесь действует принципиально иная, не экономическая рациональность. Антропологи пытаются распространить эту модель и на другие фреймы, доказывая, что и практика дарения сигареты на улице незнакомому человеку в ответ на его просьбу тоже является формой ритуального одолжения. Поэтому когда незнакомый человек на манхэттенском перекрестке или на бразильском пляже протягивает Вам 25 центов (или 50 сентаво) в обмен на полученную сигарету, вы можете испытать культурный шок и чувство ритуального осквернения. (Этнография «социального курения»: tandfonline.com)
Микросоциологов больше занимает маргинальный случай: «Стрельнуть у незнакомого, чтобы выкурить вместе с ним». Это фрейм комнаты для курения в аэропорту или поездки в такси. У нас, к сожалению, нет таких сильных объяснительных моделей, как теория предельной полезности или теория дара, поэтому приходится обращаться к социологии вещей, чтобы понять, как материальная сигарета производит социальные события, создает новые социальные порядки. (Неубедительную попытку отстроить такую теоретическую рамку см. в.: postnauka.ru)
Остается последний фрейм: «Стрельнуть сигарету у знакомого, чтобы выкурить без него». Но такими неприятными людьми не хочет заниматься ни одна уважающая себя наука.
Другие ответы на сайте TheQuestion
Подпишитесь на нас в социальных сетях