вопрос дня:
Как функционирует «Исламское государство»?
Масштабная подборка сайта TheQuestion, где эксперты объясняют, откуда у ИГИЛ деньги, кому они продают нефть и почему мало кто берется с ними воевать. Напоминаем, что в России «Исламское государство» признано террористической организацией, и их деятельность в нашей стране запрещена.
Почему Турция, Израиль и Иран не воюют против Исламского государства в полную силу?
Георгий Мирский
историк, политолог, д.и.н., главный научный сотрудник ИМЭМО РАН:
Турция не воюет, потому что ИГ для нее — враг даже не завтрашнего, а послезавтрашнего дня. Главный соперник Турции сегодня и в последние десятилетия — это курды, которые какое-то время назад заключили соглашение с Турцией о прекращении огня. И какое-то время все было в полном порядке, но тут начались события в Сирии.
Сирийские курды в ходе гражданской войны образовали самостоятельный анклав. Получилось так, что турецким властям нужно было помогать в борьбе против ИГ сирийским курдам. Они не спешили этого делать, и тем на помощь пришли турецкие курды.
Заварилась настоящая каша, и все закончилось тем, что сейчас соглашения о прекращении огня нет. ИГ тоже нанесло удар: был взрыв в турецком городе. И сейчас в Турции и те, и другие. Еще нужно учитывать то, что Эрдоган — главный враг сирийского режима Башара Асада. И Турция воюет на трех фронтах: курды, ИГИЛ и Башар Асад. И в этих условиях направить все силы против ИГ — значит ослабить другие два фронта. Плюс Эрдоган понимает, что если активно начать действовать против ИГ, то ИГ может ответить очень мощной волной. К примеру, начнет организацию терактов внутри Турции. И виноватым окажется президент Эрдоган. Суть в том, что Башар Асад и курды сейчас в большем приоритете, чем ИГ.
Иран не может воевать, потому что 1300 лет персы и арабы живут как кошка с собакой. Очень много раз воевали и друг друга терпеть не могут. В 80-х годах восемь лет продолжалась война между Ираном и Ираком. Миллион человек были убиты. Представьте, сколько осталось сирот и инвалидов с тех пор, поэтому появление одного персидского солдата в Ираке вызвало бы дикое возмущение у суннитов и шиитов. Поэтому Иран может действовать тихо: либо посылая спецназ, либо пуская в ход авиацию с американцами. Вступление иранской армии в Ирак исключено из-за персидско-арабских отношений.
Израиль. Если бы кто-то мог ответить на вопрос, на чьей стороне он должен выступить! ИГ — это суннитская организация. Ясно, что в перспективе ИГ — смертельный враг Израиля. Один из лозунгов ИГ — «Путь в Иерусалим лежит через Багдад», то есть создать Исламское государство (не такое, как сейчас, с маленькой столицей), а настоящий халифат со столицей в Багдаде или Дамаске, а потом обрушиться на Израиль и уничтожить его. С этой точки зрения, логично воевать на стороне тех, кто борется против ИГ. А с ИГ сражаются шииты, и помогать шиитами значит осложнить отношения со странами-друзьями: это Египет, Иордания и Саудовская Аравия. Израилю лучше не воевать ни с кем в данный момент.
Другие ответы на сайте TheQuestion
Подпишитесь на нас в социальных сетях