Цитата дня:
Как нам навязывают образ идеальной семьи
Wonderzine подготовили материал о том, как реклама навязывает нам образ идеальной семьи. ВОС публикует отрывок.
Мама, папа, я: Как нам продают образ идеальной семьи, Wonderzine
Образ идеальной семьи, как и полвека назад, по-прежнему привлекает и помогает продавать товары и услуги, и именно поэтому картинку традиционной семьи так часто используют в рекламных роликах. В России с её помощью очень часто рекламируют продукты (считается, что совместный приём пищи — самое «семейное» занятие): майонез, шоколад, йогурт, приправы и даже полуфабрикаты. При этом в разных рекламных роликах появляются однотипные герои: светлокожие и чаще всего светловолосые, реже — с тёмными волосами, но обязательно с идеальной улыбкой. Очень часто героев ролика представляют «традиционной» семьёй, воспитанной в деревенских или советских традициях, в которой есть сразу несколько детей и любимая бабушка.
В идеальной телесемье роли также распределяются традиционно: женщины занимаются уборкой, готовкой и заботятся о детях, мужчины не готовят ничего сложнее сосисок, а если и берутся за домашние дела, то это у них выходит неудачно (правда, иногда они помогают женщинам втайне и получают за это двойную дозу благодарности). Реклама детского питания «Фрутоняня», рассчитанная и на матерей, и на отцов, — одно из немногих исключений. Сексистская реклама 60-х сейчас кажется чем-то из далёкого прошлого — но так ли далеко от этих принципов ушла современная российская рекламная индустрия?
Эта проблема существует не только в России. Недавно компания Unilever пообещала отказаться от сексистских стереотипов в рекламе: по данным их опроса, 40 % женщин совсем не идентифицируют себя с тем, что видят в рекламных роликах. Перемены наступают не быстро, но очевидно, что время пришло: принадлежащий Unilever бренд Knorr, например, уже изменил стратегию — в его рекламных роликах теперь готовят не мать и дочь, а отец и взрослый сын.
Но распределение гендерных ролей — лишь часть проблемы. В большинстве рекламных роликов по-прежнему представлен лишь один тип семьи — гетеросексуальная пара европейской внешности со средним уровнем достатка. Отдельные рекламодатели стараются изменить ситуацию: супы Campbell’s, например, запустили ироничную кампанию, посвящённую «реальным» семьям и «реальной» семейной жизни. Героями серии роликов, помимо прочих, стали однополая пара с ребёнком, латиноамериканская семья и американская семья азиатского происхождения. Ролик с однополой парой вызвал одновременно и волну одобрения, и бурную негативную реакцию: консервативно настроенная группа One Million Moms выступила против рекламы и даже призвала бойкотировать продукцию Campbell’s.
Это не единственный случай гомофобии, связанный с рекламной индустрией: Гвидо Барилла, президент выпускающей макаронные изделия итальянской компании Barilla, в 2013 году прямо заявил, что в рекламе марки будут появляться только «традиционные» семьи, а если клиенты этим недовольны — они могут покупать другую пасту. Позднее компания пообещала сделать свою рекламу более инклюзивной и разнообразной, а Гвидо Барилла встретился с активистами, выступающими за права геев. На этом фоне особенно выделяется вышедшая в 2014 году реклама итальянской компании Findus, выпускающей полуфабрикаты: в ней сын за ужином как бы между делом признаётся матери, что он гей, а мать воспринимает это совершенно спокойно — пример, который стоит взять на вооружение.
Ещё одна проблема рекламы, нацеленной на семейную аудиторию, — за редким исключением, в ней нет расового разнообразия. Производитель хлопьев Cheerios в 2013 году выпустил рекламу с межрасовой парой, и хотя зрители восприняли ролик позитивно, из-за большого количества расистских комментариев на YouTube производители решили отключить комментарии к видео. С похожей ситуацией, но уже в твиттере столкнулась марка Old Navy, выложившая в сеть рекламный снимок межрасовой пары. Ещё сложнее в рекламе увидеть людей с инвалидностью, хотя бывают и редкие исключения: американская банковская компания Wells Fargo, например, выпустила ролик, где однополая пара решает удочерить неслышащую девочку.
В результате получается замкнутый круг: рекламодатели не предлагают покупателям новый образ, потому что думают, что те не готовы к переменам, а покупатели всё больше привыкают к стереотипным, стандартизированным семьям и не замечают масштаб проблемы. Именно поэтому говорить о серьёзных переменах пока рано: рекламные ролики с героями, отличающимися от общепринятых стандартов, активно обсуждают именно потому, что они встроены в однообразный контекст и по-прежнему воспринимаются как исключение из правил, а не как норма. На российском телевидении семейную пару разных национальностей можно увидеть разве что в ситкомах типа «Последний из Магикян», где разница менталитетов используется для создания комического эффекта. В остальном семьи на российском телеэкране всё так же традиционны: даже в сериале «Папины дочки», начинавшемся как история об отце-одиночке, позднее появляется мама.
По словам главы Росстата Александра Суринова, около четверти детей в России рождается вне зарегистрированного брака. При этом в половине случаев дети регистрируются по заявлению обоих родителей (то есть оба родителя готовы признать ребенка своим), а во второй половине случаев — только по заявлению матери. Традиционная модель семьи, где дети рождаются в зарегистрированном браке гетеросексуальной пары, постепенно перестаёт восприниматься как единственная возможная. Но ни рекламная индустрия, ни индустрия развлечений, похоже, пока не готовы это принять: представить на российском телевидении сериал типа «Американская семейка», а в российской рекламе — однополую или межрасовую пару пока, увы, невозможно.
Подпишитесь на нас в социальных сетях