Цитата дня:
Как соцсети меняют наше общение
На Wonderzine вышла статья о том, как изменилось общение между людьми под влиянием стремительного роста и развития соцсетей. ВОС публикует отрывок.
Лайк в руку: Как соцсети меняют наше общение, Wonderzine
Многие социологи, антропологи, философы и этики пытаются понять, как тот же фейсбук влияет на наше общение и поведение, что изменилось и что же с этим делать дальше. Для этого даже есть отдельная дисциплина — цифровая социология, digital sociology. Для ученых уже не секрет, что соцсети — важнейшая часть коммуникации сегодня, поэтому они посвящают свою карьеру изучению тому, как ведут себя люди на 4chan или Reddit. Цифровая социология быстро набирает обороты — о ней можно даже почитать в одноименной книге. Если вкратце, то мир соцсетей очень похож на «обычный» — за одним только исключением: в нем все всегда на виду.
Чаще всего речь о соцсетях принято вести в слегка истеричном ключе «что же с нами стало»: раньше все было лучше. Общение прошлого, как и полагается ностальгическому взгляду на жизнь, окутано ореолом романтики, когда люди не опаздывали на встречи, звонили по телефону, а Эйприл выносила попить во двор. Можно пойти дальше: телефон все испортил, из-за него люди разучились писать, пора возродить эпистолярный жанр. Да что там, письмо — лишний способ избегать личного общения, лучше решать все вопросы лицом к лицу.
Продолжать эту безумную цепочку можно до полного абсурда, но понятно, что это лишь один, самый поверхностный взгляд на проблему. Прошлого не вернуть: наше общение, особенно за последний век с хвостиком, развивалось и трансформировалось так стремительно, что этот процесс невозможно остановить. Совсем как поезд на полном ходу, который изменил человеческие перемещения, путешествия и миграцию. Поезда романтики викторианской Англии, кстати, тоже пытались запретить в момент появления — опасались, что мир, каким они его знают, изменится безвозвратно.
На деле фейсбук, твиттер, инстаграм, снэпчат и тиндер стали нашими новыми реалиями, с которыми, хотим мы этого или нет, нужно мириться, а еще лучше — работать. Проблема не в том, что это нужно делать, а в том, что мы просто не понимаем как. Все мы пока словно слепые беззащитные котята, которые познают мир методом проб и ошибок и для которых эти самые ошибки особенно болезненны. С другой стороны, перед нами стоит восхитительно увлекательная задача: сформировать новые правила общения, установить новый этикет мира соцетей. Он во многом похож на универсальные принципы «реального» общения: не раскрывать чужую информацию без согласия (аутинг), не подстрекать забавы ради (троллинг), не заниматься кибертравлей, совсем как травлей вне интернета, и так далее.
Благодаря соцсетям как никогда просто формировать и поддерживать отношения: что дружеские, что романтические, а вот хранить их в тайне — куда сложнее. Лайки стали новым универсальным стимулом, вплоть до того, что можно развить зависимость от постоянного одобрения. Обратная сторона постоянной связи или иллюзии этой связи с миром вокруг приводит даже к болезненным состояниям, в первую очередь связанным с низкой самооценкой. Как и с любым многогранным явлением, пользы от социальных сетей столько же, сколько и вреда: помогая с налаживанием общения, доверия, поиском своего места в мире, соцсети одновременно склоняют нас к меньшему количеству физической активности и стимулируют негативные эмоции вроде ревности.
Фейсбук, короля всех соцсетей, принято обвинять в поощрении эксгибиционизма, даже в такие социально важные моменты, как акция #ЯНеБоюсьСказати. Все, что попадает в него, действительно оказывается на виду, даже если это поле близких друзей и знакомых. В России социальная сеть стала к тому же важным социально-политическим полем действия: для многих это не просто место для фотографий семьи, но площадка для официальных заявлений, место для налаживания рабочих связей. Мы строим призму, через которую нам хотелось бы, чтобы нас воспринимали — не замечая, правда, многих мелких вещей, к которым нас обязывает механика соцсети. Так, лайки становятся не просто мимолетным одобрением, а выбором стороны конфликта, а реакция на пост или ее отсутствие — одинаково громким политическим заявлением.
То, что соцсети неизбежно сталкивают нас с тем, что раньше осталось бы скрытым, можно воспринимать как беду. Действительно, это объем информации, который мы подчас не в состоянии обработать (нужны ли вам именно сегодня и именно сейчас эти фото чужой собаки на даче?), подчас — болезненной (как насчет фото бывших?), которая встраивается в один информационный поток с репостами мировых новостей, приглашениями еще на пять вечеринок в субботу и известиями о том, кто что съел, что подумал и куда сходил. Это уже не стереотип про «эмиграцию в интернет», это и есть столкновение с реальной жизнью — просто искусно отфильтрованной, и не совсем вами. Вместо того чтобы строить догадки и фантазии, вы знаете хотя бы относительно наверняка: эта собака живет лучше вас, да и у бывших все в порядке. Конечно, мы видим лишь часть реальности. Но это по-своему может сыграть на руку: так мы вынужденно сталкиваемся с ее неконтролируемой и непредсказуемой версией, оказываясь со своими страхами и проблемами лицом к лицу.
Подпишитесь на нас в социальных сетях