Цитата дня:
Интервью с поставщиком запрещенки
The-Village пообщался с человеком, который занимается поставками и реализацией продукции, попавшей под санкции. ВОС публикует отрывок о поставщиках, логистике и доходах челночников.
Поставщик запрещенки — о таможне, сырах и покупателях , The-Village
О челночниках и поставщиках-гигантах
На этом рынке сложно говорить о каком-то универсальном опыте. Есть совсем мелкие перевозчики, они возят по своим каналам определенные объемы санкционных продуктов на совсем мелкую продажу — по частным заказам. Там своя специфика работы. Самая распространенная модель — это десятки автобусных туров, маршруток с челноками. Раньше из Финляндии так возили одежду, электронику, а сейчас еще и санкционку. Формально все законно: в автобусе бригада приличных горожан с визами, каждый покупает максимум разрешенного к провозу товара для личного пользования (физические лица могут беспошлинно ввозить в Россию 50 килограммов продуктов питания, но не более чем на 1 500 евро) по заранее утвержденному с организатором тура списку. Часто организаторы челночникам что-то платят, часто просто не берут с них денег за доставку в Финляндию и «прокатку» визы. Потом купленные товары передаются организатору «тура» — он их уже распределяет по заказчикам.
Есть средний уровень вроде нас — мы работаем с частными покупателями и небольшим бизнесом вроде кафе и ресторанов. Модель с челночниками тоже периодически используем, но не всегда. Объемы заказов становятся больше, и организовывать многочисленные машины с людьми уже не очень выгодно. Приходится, так сказать, искать другие пути, договариваться, организовывать прямые поставки.
И есть совсем большие, работающие с розницей. Судя по количеству несанкционированных продуктов, это настоящие гиганты — отдельный мир со своими правилами и договоренностями. Возможно, к ним частично относятся прежние официальные импортеры, которые так отреагировали на санкции, а может, и нет. Но факт остается фактом. Недавно сообщали, что в Петербурге обнаружили 50 тонн запрещенных, попадающих под санкции, фруктов и овощей. Это объемы, которые явно прибывают в город централизованно.
Про логистику и доходы
В чем главная особенность именно российско-финской границы? Через нее уже очень давно, десятилетиями, в нашу страну возят товары челночным образом. То есть помимо официальных поставщиков, работающих по своим правилам, есть старые налаженные каналы доставки продуктов, которые, скажем так, обходят некоторые формальности. Эти каналы работали и до продуктовых санкций, те же сыры возили таким образом и до них. Просто после санкций у челноков поменялась ниша: если раньше с ними работали те, кому нужны были ограниченные партии премиум-товара по ценам ниже рыночных, то теперь это те, кому этот товар в принципе нужен. Из ниши выгодного поставщика они перешли в нишу безальтернативного источника продукта.
Про саму логистику много не расскажешь. На первом этапе есть полностью легальная работа в Финляндии и других западных странах: находятся поставщики, с ними заключаются договора, арендуются временные склады. Мелкие покупатели часто работают с торговыми сетями и закупают определенные объемы там. Есть службы, которые отправляют товары по почте, но это совсем другая история и мизерные объемы. Те, что покрупнее, работают уже с оптовыми партиями. Дальше перевозка, мы арендуем небольшие грузовые автомобили.
Граница — самый закрытый этап. Что я тут могу рассказать? Мы давно работаем с этим миром, я многих знаю, все понимают, что «убивать» товар — это и есть настоящее преступление. Поэтому чаще всего, если учесть все необходимые нюансы, он доставляется в Россию беспрепятственно.
На следующем этапе уже начинается дистрибуция и продажа. Продвигаем товар через Avito, но в последнее время все чаще идем от клиента к клиенту, работает сарафанное радио. Основные покупатели — некоторые специализированные магазины, рестораны, кейтеринговые компании, бывают не очень большие гостиницы (есть, кстати, информации, что крупные городские гостиницы сами практически беспрепятственно получают нужный товар — это, мол, отмашка таможенной службы, а ее, в свою очередь, попросил город ради снижения репутационных издержек).
Конечно, все в результате считают, что опытные челноки на санкциях мгновенно обогатились. Это сильное преувеличение. Спрос значительно вырос, работы стало больше, но и число административных барьеров, связанных с разными расходами, тоже ведь увеличилось.
Подпишитесь на нас в социальных сетях