Цитата дня:
Как живут и зарабатывают российские киберспортсмены
Не так давно в России киберспорт получил статус официально признанного вида спорта. Спецкор «Медузы» Даниил Туровский подготовил репортаж о том, чем живут российские киберспортсмены. ВОС публикует цитату о том, где и как Vega Squadron, одна из самых успешных российских команд по League of Legends.
Карты, деньги, пять мониторов Как живут, играют и зарабатывают российские киберспортсмены, Meduza
Тренировочный особняк
За две недели до чемпионата СНГ, утром летнего дня высокий молодой человек в очках быстрыми шагами спустился из своей комнаты на втором этаже частного дома в Подмосковье в подвал. Миновав несколько закрытых дверей, он зашел в комнату, где проходили тренировки Vega Squadron. Белые стены, черные столы, синий ковролин, шесть компьютеров; доска, на которой маркером выведены оставшиеся после недавнего собрания командные лозунги: «Взаимопонимание, открытость друг другу, уважение, общая цель»; бумажная карта игрового мира на одной стене; монитор, транслирующий случайный матч, на другой — за последние месяцы Николай Акатов (Zanzarah) сроднился с этой обстановкой. Он сел за свой компьютер и, как и каждое утро, запустил League of Legends.
Акатову 19 лет, он родился в Люберцах — не самом благополучном подмосковном городе. Все детство он вместе с тремя братьями играл в самые разные игры, ни одну из них для себя, впрочем, особенно не выделяя. В League of Legends он начал играть три года назад — и у него быстро стало хорошо получаться. Сначала пришли успехи в одиночном зачете, потом Акатов начал участвовать в командных соревнованиях. В конце 2015 года его тогдашняя команда Carpe Diem нашла себе тренера — Алексея Таранду (Sharkz). Вместе они написали руководству объединения Vega Squadron, у которого в тот момент была в попечении только одна, но успешная команда по Dota 2 — другой популярной игре. Игрокам хотелось даже не столько денег, сколько отдельного помещения для тренировок — до того им приходилось играть из своих квартир в разных городах (Воронеже, Киеве, Люберцах), и это было неудобно.
Владелец Vega Squadron Алексей Кондаков в тот момент как раз думал о расширении своих игровых активов и согласился на предложение. В декабре 2015 года он «подписал» Carpe Diem, договорился с ними о зарплатах — и нашел для сменившей название команды свое пространство.
Тренировочная база Vega Squadron представляет собой отдельный дом в коттеджном поселке с круглосуточной охраной, расположенном недалеко от подмосковного города Пушкино. В двухэтажном кирпичном особняке, окруженном хвойным лесом, есть бассейн и стол для пинг-понга. Сам дом, впрочем, обжитым не выглядит: белые стены, пустые шкафы; комнаты, в которых установлены двухэтажные кровати для игроков.
Всем игрокам «Веги» около двадцати лет, все свои дела — учебу, работу, личную жизнь — ради киберспорта они поставили на паузу. Как и тренер Алексей Таранда, улыбчивый 21-летний парень из Минска с опытом в профессиональном спорте. С шести до семнадцати он занимался большим теннисом, тренировался по шесть-восемь часов в день, получил звание мастера спорта. Именно по теннисной линии после школы Таранда уехал учиться на факультет информационных систем в американский Университет Западного Кентукки, где играл за сборную своего вуза. С профессиональной спортивной карьерой в итоге не сложилось — зато, когда Таранда заканчивал первый курс, друзья по его любимой онлайн-игре World of Warcraft показали ему League of Legends. «Играл сначала как любитель, потом понял, что у игры довольно большая соревновательная сцена, — рассказывает Таранда. — А мне очень не хватало чувства победы».
Сначала Таранда транслировал в интернете собственные игры, а в 2015 году его позвали тренировать Carpe Diem. «Я вижу огромную связь между большим спортом и киберспортом. Все навыки можно перенести сюда. Та же коммуникация между тренером и игроками — меня мой тренер по теннису учил, как правильно общаться, — рассуждает Таранда. — В „Веге“ я слежу, чтобы все игроки оставались мотивированными, строю стратегию и весь план игры».
Один из элементов этой стратегии — жизнь в тренировочном доме, построенная по строгому графику. По плану Таранды, каждое утро спортсмены просыпаются в девять и делают зарядку. После короткого завтрака каждый посвящает время индивидуальным тренировкам — играет в League of Legends самостоятельно, изучая героев и их способности. Около трех часов дня команда прерывается на обед — впрочем, даже за столом игроки продолжают обсуждать игру и недавние ошибки.
Меню команды тоже составил тренер — а готовит еду повар, который приходит в дом Vega Squadron ежедневно. «Утром нужны углеводы — для энергии на весь день, — рассказывает Алексей Таранда. — Перед вечерними играми нельзя есть картошку с чем-нибудь жареным, потому что после такого ужина сложно будет играть еще три часа на пределе концентрации». Впрочем, сами блюда обычные: картофельный суп, макароны, овощи.
После обеда психолог команды предлагает провести тренинг на разрядку и командную работу во дворе у дома. Он просит участников встать в круг и по очереди выкрикнуть «хрю» — причем каждый следующий крик должен быть громче предыдущего. Киберспортсмены много смеются. Обычно такие двадцатиминутные ежедневные собрания посвящены мотивации: например, недавно киберспортсменов попросили написать на листках бумаги три вещи, за которые они благодарны. Вариант Евгения Белоусова (Drobovik123) был таким: «За возможность быть профессиональным игроком», «За bootcamp „Веги“» и «За возможность жить и чувствовать».
Психолог в команде появился в середине августа: Vega Squadron опубликовала вакансию в социальных сетях и нашла человека с профильным образованием, хоть и без опыта работы в спорте. Непосредственно перед чемпионатом психолог находился с командой почти безотлучно — как и еще один участник тренерского штаба, аналитик Дмитрий Суханов: в его обязанности входит отсматривать игры противника и рассказывать игрокам об их возможной стратегии.
Бумажная карта мира League of Legends висит на стене тренировочной комнаты неслучайно — именно на ней тренер и аналитик показывают свои предложения по тактике: кто куда идет, в какое время, в каком составе. Каждый игрок команды выполняет определенную роль — например, Zanzarah зарабатывает золото и перемещается по всей территории мира, Drobovik123 играет в центре карты, NoNholy — в верхней части.
«В тренировочном доме люди сближаются, начинают во время игры все без слов понимать, — объясняет Евгений Белоусов. — И бытовые проблемы сходят на нет. Не нужно думать об учебе или о том, что родителям что-то не понравится. Не так, что начинается тренировка, а ты думаешь про экзамены».
Концентрации способствуют жесткие правила: в доме не разрешают пить алкогольные напитки; приводить гостей тоже запрещено — и хотя в договоре с командой этих условий нет, участники стараются их соблюдать. «У нас с этим проблема была, — говорит Акатов. — У игрока появилась девушка, и все стали замечать, что он не полностью отдается тренировкам, результаты становились хуже и хуже. А тут у всех „Лига“ должна быть главным делом. Пришлось с ним расстаться». Спать спортсмены ложатся обычно чуть позже полуночи.
Взамен отчисленного игрока в мае в команду пришел Эдуард Абгарян (Edward), который за пять лет киберспортивной карьеры успел поиграть за команды из Европы и США. По его словам, становиться профессиональным игроком он вообще-то не собирался, да и родители к его увлечению относились настороженно — но все изменилось, когда Абгарян сначала выиграл на турнире 13 тысяч долларов, а потом — 50 тысяч: «Я получил деньги, которые они не зарабатывали».
Есть в Vega Squadron и настоящий легионер. В начале августа к команде присоединился игрок из шведского города Сканёр — восемнадцатилетний Людвиг Эрик Хьюго Гранквист. До «Веги» он играл в британской команде Manalight и немецкой Planetkey Dynamics.
Отдыхая от «Лиги», игроки иногда играют в футбол и жарят шашлыки, раз в пару недель прогуливаются по Ивантеевке и Пушкино, изредка выбираются в Москву встретиться с друзьями. Главное событие в их доме за последнее время — отключение интернета. «Собянин пришел с лопатой и перерезал все провода, невозможно было играть, — шутит один из игроков. — Серьезно, строители перерубили случайно наш кабель».
После обеда и психологической разминки игроки снова спускаются в подвал — уже на командную тренировку. Туда же отправляются и аналитик с психологом. Перед матчем тренер раздает советы: «Начинаем спокойненько», «Готовы побеждать?», «Не забывайте писать в чатик о перемещениях и действиях на карте, кто не будет писать — тех буду ****** [бить]». Увидев, что один из участников команды рассматривает мемы во «ВКонтакте», Таранда просит его немедленно закрыть страницу. Игроки надевают наушники с микрофонами — через них во время матча они обсуждают свои перемещения по карте и координируют атаки.
Когда игра начинается, команда полностью концентрируется на происходящем на экране. Иногда посмотреть на то, что делают игроки, в тренировочный зал заходит Алексей Кондаков, владелец Vega Squadron. Игроки называют его просто — Босс.
Подпишитесь на нас в социальных сетях