Фильм дня:
«В поисках Шугармена»
Малик Бенджеллул
2011
Швеция
1 час 26 минут
документальный
Сиксто Родригесу прочили славу Боба Дилана, но из всего тиража его альбома продалась только пара пластинок. Одна из них чудом оказалась в Кейптауне — и началось. Родригес стал там суперзвездой, его песни — гимнами борьбы с апартеидом. Про самого певца рассказывали байки, будто он сжег себя на сцене или застрелился, как Кобейн.
Малик Бенджеллул мечется с камерой меж двух континентов — Америкой, где ему рассказывают про лузера с гитарой и объясняют, что парень с именем латиноса не может продаваться, и Африкой, где его песни звучат из каждого банана. Пытается найти точки соприкосновения двух Родригесов — и находит их в самом неожиданном месте, в клетушке где-то на выселках. «Шугармен» начинается как портрет разницы культур и гимн силе слова, но вдруг делает сальто и оборачивается историей самого натурального чуда, того, на которое только документалистика и способна. Кино срабатывает как живая вода, в сухой реальности вдруг проступает то, что ни глазу, ни человеческому сознанию никак не подвластно. Хэппи-энд с внезапным аншлагом американского лузера на другом конце планеты — именно что чудо.
«Шугармен» — самое развернутое объяснение избитой поговорки про 15 минут славы. Это касается и самого Родригеса с его задушевными балладами, рванувшими очень далеко от своего автора, и Малика Бенджеллула, который снял его историю на айфон, а потом получил «Оскара» и стал главной сенсацией в документалистике.
«Шугармен» смущает только счастливым финалом — он слишком невероятный и сладостный. Впрочем, взаимоотношения кино и жизни снова все расставили по своим местам: этой весной самый многообещающий европейский документалист покончил с собой, бросившись под поезд в стокгольмском метро.
Подпишитесь на нас в социальных сетях