Фильм дня: «Настасья»
Nastazja
Анджей Вайда
1994
Польша, Япония
1 час 39 минут
В ролях: Тамасабуро Бандо и Тошиюки Нагашима
Князь Лев Николаевич заходит в нумер к близкому приятелю своему, Парфену Рогожину. Через всю комнату здесь протянута тяжелая занавеска, под потолком жужжит невидимая муха. «Где же Настасья Филипповна?» – спросит по-японски князь Мышкин, символически постучав по столу. Настасья Филипповна уже давно лежит убитая, а перед нами разыгрывается последняя глава «Идиота» Достоевского. Под звуки поезда мы переносимся в воспоминания двух героев этой истории, иначе говоря, в самое начало романа.
«Настасья» – киноверсия одноименного спектакля Анджея Вайды, в котором роли Мышкина и Настасьи Филипповны исполнял известный актер-оннагата* Тамасабуро Бандо. Поскольку Вайда умело конструировал и театральное, и кинематографическое пространство, перед нами еще и идеальный учебник по превращению одного искусства в другое. Это ни в коем случае не фильм-кабуки, как пишут на некоторых кинопорталах. Фильма-кабуки просто не может быть в природе – у кино и японского театра слишком разный набор условностей. Мышкин-Настасья нужен здесь для того, чтобы подчеркнуть драму главного героя этой истории, Парфена Рогожина, мужика, зажатого между двух любимых, по-разному идеальных людей. Этот выполненный в форме диалога любовный треугольник лучше всех многочисленных попыток сохранить на экране «дух Достоевского» передает смысл романа. Ведь для этого нужно сохранить культурную и эмоциональную дистанцию, и лучше всего это получилось у японцев – в «Идиоте» Куросавы и здесь**.
* амплуа театра кабуки: исполнители мужского пола, играющие роли женщин
** ну да, хотя режиссер и поляк
Подпишитесь на нас в социальных сетях