Цитата дня:
О сексуальном насилии над детьми
В своем блоге на «Снобе» журналист Елена Ванина рассказывает о насилии над детьми и том, в каких условиях работает единственный в Москве центр помощи. Случай, когда фраза «Все мы родом из детства» не значит ничего хорошего.
«Посиди у дяди не коленках», Сноб
«К нам приходит женщина лет 25-30. Она рассказывает, что не понимает, что с ней происходит. Говорит, что она не может есть, спать. Мы начинаем с ней работать. И вдруг выясняется, что, когда она была маленькой, она подверглась сексуальному насилию. Ей было 6 лет, это был ее отец. Но детская психика заблокировала это воспоминание, женщина попросту не помнила о том эпизоде. Но сейчас ее собственный ребенок достиг тоже же возраста. И подсознание начинает выдавливать все спрятанное наружу. А отец… Теперь немощный старик, за которым она ухаживает», — рассказывает Мария Мохова, соосновательница центра «Сестры».
Центр организовали двадцать один год назад, чтобы по мере сил помогать людям, подвергшимся сексуальному насилию. Крошечное помещение в блочном доме в Бибирево — это единственное, что может позволить себе центр все эти годы. Никаких субсидий от государства добиться так и не удалось. Уже год сотрудники центра «Сестры» не получают зарплату и работают бесплатно. Просто потому что кто-то должен отвечать на звонки и помогать людям.
Никакой офисной мебели и врачебных кабинетов — на стене плакат Мерлин Монро, по стенам — книжные полки и диваны. Все для того, чтобы людям, пришедшим сюда, было чуть легче говорить о своих проблемах. Последние два года центр «Сестры» все больше занимается случаями детского насилия, просто потому что больше в Москве этим не занимается почти никто. Мест, где бесплатно родителям и ребенку можно получить психологическую и юридическую помощь, больше нет.
Слушать то, что говорит Мария, очень тяжело. В 70 процентах случаев сексуальное насилие над ребенком совершается членом семьи или знакомым. Дети до пубертатного возраста часто вообще не понимают, что именно с ними происходит. Ребенка не бьют, не привязывают, не обижают. Наоборот, все происходит в форме игры: «это наш с тобой секрет», «а покажи, как ты меня любишь», «мы не скажем никому, это ведь наша тайна». Дети любят тайны. Дети любят быть особенными. Дети любят быть нужными взрослому. И дети очень доверчивы. Именно доверие и становится главным ключом к насилию.
Насилие — жесткое слово. И по отношению к детям сексуального акта в привычном смысле может и не быть. Не даром появились все эти штампы вроде «посиди у дяди на коленках». Самый страшный факт — в результате таких отношений ребенок испытывает сексуальное возбуждение в том возрасте, в котором не должен о нем ничего знать. Его психика и его организм меняются. Ребенок часто заменяет любовь этим самым возбуждением и начинает его искать. И поэтому сам становится зависимым от насильника.
В 9 случаях из 10 дети не могут прийти и рассказать, что с ними произошло. Если ребенок уже достаточно взрослый — потому что стыдно. Если маленький — потому что у него даже нет лексики, чтобы описать то, что с ним произошло. Еще один удручающий факт: матери в 70 процентах случаев встают на сторону отца/сожителя, а не ребенка. И это не зависит от образования и степени достатка.
Подпишитесь на нас в социальных сетях