Цитата дня:
Почему Москва никогда не станет Нью-Йорком?
«Стрелка» продолжает брать интервью у значимых людей, которые не равнодушны к городам. В этот раз на вопросы ответила Екатерина Ларионова — архитектор, урбанист, заведующая кафедрой территориального развития ФГУ РАНХиГС при президенте РФ. Мы цитируем отрывок о разнице менталитетов москвичей и нью-йоркцев.
Фото: Dmitry Ryzhkov / Flickr.com
«Любой город заслуживает того, чтобы ему сделали предложение», Strelka Magazine
— При этом всё время идёт сравнение: Москва как Лондон, как Нью-Йорк, как Париж. Так нам нужно стремиться перенять западный опыт и пытаться стать мегаполисом, или у Москвы какой-то свой иной путь?
— Я считаю так: зная многих, оставайся самим собой. И все города, которые достигли определённого результата, однажды признавали, что мировой опыт важен. В том же Нью-Йорке действует множество центров, где изучают процессы урбанизации на планете. Правда, опыт Нью-Йорка мы не можем перенять как минимум по двум причинам: у нас совершенно другой климат и принципиально иной городской ментальный каркас. Там мышление глобально космополитическое, в Москве — глобально консервативное. Причём консервативное на определённом участке государственного становления: сейчас это постсоветское сознание. И как бы мы ни хотели в одну минуту получить новое сознание, это очень непросто сделать.
Объясню на примере. Когда в Нью-Йорке около подъезда у человека валяется мусор, он не напрягается по этому поводу, потому что он знает, что сосед его — уборщик. Он не будет убирать за собой мусор у подъезда по той причине, что уборщику платят деньги и он должен это убрать. Говорить о чистоте там можно в разной степени, но факт в том, что житель такого города знает, что каждый посчитан и его функционал чётко определён. И один не делает то, что делает другой, не потому, что он злодей или равнодушный, а потому, что он точно знает: каждый делает своё дело.
В московском менталитете, постсоветском сознании, мысль такая: я не буду ничего делать, потому что кто-то где-то должен это сделать. Притом что этот «кто-то» «где-то» вовсе не должен, у него есть свой функционал, а это пространство в его функционал не входит. Тут надо договориться, по какой схеме мы должны дальше действовать. Сейчас мы взываем к сознательности горожан, но надо понимать, что главный вызов — вопрос частной собственности. В России, и в частности в Москве, в этом ментальном сознании такое решение: я этим владею — я это убираю. А вот если я этим не владею, тогда я никому ничего не должен.
Подпишитесь на нас в социальных сетях