Цитата дня:
Первородный грех простых решений
«Такие дела» опубликовали монолог психиатра Александра Данилина о стремлении к значимости и как это связано с тем, что мы привыкли делать выбор в пользу простых решений.
Первородный грех простых решений, «Такие дела»
В чем суть первородного греха?
Принято считать, что он таится в том, что «открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги».
Мне думается, что соблазн запретного плода таится в простых решениях. Точнее говоря — в простом способе стать «как боги». «Достаточно одной таблетки», — говорилось в «Бриллиантовой руке».
Достаточно съесть яблоко, чтобы стать «как боги». Достаточно таблетки, найденной в Интернете, чтобы вылечиться от любой болезни. Достаточно выпить, разжиться «косяком». Ну и, конечно, для того чтобы стать «как боги», достаточно «срубить бабла». Деньги для нашей культуры — главный плод «с древа, которое среди рая».
«Если вы такие умные, то почему такие бедные?»
Современные подростки, потребители и распространители «спайсов», говорят своим родителям: «У меня в жизни все будет просто. Мне не нужны все ваши сложности — образование, долгая и трудная работа. Вы со своим образованием зарабатываете едва пятьсот долларов в месяц, а я сшибаю эти деньги за один день».
«Нам нужны эффективные решения», — говорит современная российская государственность, подразумевая простые решения, позволяющие «срубить немного бабла».
Вам никогда не казалось, что все беды нашей страны всегда были связаны с «простыми решениями» социальных проблем? Мы всегда рубили «гордиевы узлы» как капусту вместо того, чтобы научиться их распутывать.
Что значит «быть как боги» в переложении на психологический язык? Это значит — чувствовать свою значимость в глазах окружающих людей, не принимая на себя никакой ответственности: «Я хочу, чтобы все у меня было, и ничего мне за это не было»…
Идеал (или максимум), к которому стремится желание значимости, —это всемогущество, абсолютная власть над другими. История и психология многократно доказывали, что человек не может стать Богом ни для кого, даже для партнера по браку.
Человеку приходится ограничивать свои желания минимумом значимости. Я все время пишу о молодых, но вот слова шестидесятилетнего бизнесмена, достигшего того, о чем младшее поколение только мечтает: «Меня никто не хочет слушать! Им всем некогда! Их не интересует мое мнение!» «Они» — это молодая жена и взрослые дети от первого брака, живущие, разумеется, за его счет.
Бизнесмен считает, что ограничив свою жизнь зарабатыванием денег, окончательно познал «добро и зло», поэтому имеет право указывать ближним, как жить. Для них его указания оказываются безапелляционным судом. «Они» ищут собственной значимости, даже молодая жена, которой он когда-то казался тем самым «яблоком», позволяющим ей стать «как богиня».
Еще раз: так ли сильно «яблоко с древа познания добра и зла» отличается сегодня от «кошелька» или банковской карты? Кошелек мужа моментально придает молодой даме значимость в глазах окружающих. Правда, ей приходится терпеть его «занудство» и его желание власти. Она оказалась в положении рабыни, но об этом, выходя замуж за «кошелек», конкретная «Ева» не задумывалась.
В чем корневая причина глупости и лени, о которых мы говорили в предыдущих статьях? В желании простейшим способом ощутить собственную значимость. Ева и Адам хотели сэкономить время и усилия. «Простые решения» и есть подобная «экономика».
В пространстве глубинно-психологического дискурса описание причин тайного желания экономии времени и усилий восходит к венгерскому аналитику Шандору Ференци, описавшему феномен «инфантильного всемогущества» в статье «Ступени развития чувства реальности», опубликованной в 1913 году.
Вот несколько фрагментов из этой работы:
«Я имею в виду тот отрезок жизни, который человек проводит в материнской утробе, по сути, — на положении паразита. «Внешний мир» существует для этого зарождающегося существа только в очень ограниченной мере; его потребность в защите, тепле и питании полностью покрывается за счет матери. Ему не надо прилагать усилий для дыхания и питания, так как сама природа позаботилась о том, чтобы кислород и питательные вещества сами поступали в его кровеносные сосуды. Для сравнения: кишечный паразит, например, глист, должен немало потрудиться, чтобы «изменить внешний мир», если он хочет выжить. Забота же о существовании плода целиком возложена на мать. Но если уже в утробе матери человек живет и душевной жизнью, пусть бессознательной, — а было бы нелепо полагать, что душа начинает работать только в момент рождения, — то он должен получить от такого своего существования впечатление, что он всемогущ. Ведь что такое «всемогущ»? Это ощущение, что имеешь все, что хочешь, и больше желать уже нечего.
Следовательно, «детская иллюзия величия» насчет собственного всемогущества — по меньшей мере не пустая иллюзия; ни ребенок, ни невротик не требуют от действительности ничего невозможного, когда не могут отказаться от мысли, что их желания должны исполняться возможно более простым способом; они требуют лишь возвращения того состояния, которое уже было когда-то, того «доброго старого времени», когда они были всесильны…
Невроз есть регресс душевной жизни на ту детскую ступень развития, на которой между желанием и поступком еще не включилась мыслительная деятельность, способная затормозить или отсрочить этот поступок, взвесить его последствия; вместо этого тотчас за желанием следует действие, направленное на исполнение этого желания: какое-то движение, которое может предотвратить неудовольствие или приблизить удовольствие. Известно, что маленькие дети почти рефлекторно тянут руку к любому приглянувшемуся им предмету. Они также изначально не способны отказаться от какого-нибудь «озорства», доставляющего удовольствие, если есть побуждающий к этому раздражитель. Один маленький мальчик, которому запрещалось ковырять в носу, ответил матери так: «Я и не хочу, а моя рука хочет, и я не могу ей помешать»».
Для младенца «действие, направленное на выполнение желания», может оказаться только простым действием: криком, плачем или взмахом руки. За этим действием следует «чудесное» исполнение желания и отказ от ответственности: «Это не я виноват, но моя рука!» «Это «жена, которую Ты мне дал», виновата в том, что я не смог достичь значимости (всемогущества)».
Мы никак не можем повзрослеть и не хотим этого делать.
Подпишитесь на нас в социальных сетях