Цитата дня:
Что изменилось в школах за 20 лет?
Несмотря на то, что российское образование пребывает в кризисе, каждый год в школах и университетах появляются новые правила. Издание «Мел» подготовило гид для родителей будущих первоклассников, а ВОС цитирует отрывок про шесть заметных перемен, которые произошли в российских школах за последние 20 лет.
Что изменилось в российской школе за 20 лет?, «Мел»
Новые предметы
Было: в начальной школе — труд, природоведение, две физкультуры в неделю.
Стало: труд стал называться технологией. Вместо природоведения появился окружающий мир. Изучать теперь приходится не только природу, но и такие вещи, как историю велосипеда, типы жилых построек в городе и селе, герб своего региона, противопожарную безопасность, а также почему-то патриотический подвиг Минина и Пожарского. Кроме того, появился такой предмет, как основы светской этики (либо какой-нибудь из религий: в «еврейской» школе это будет, очевидно, иудаизм).
Деньги
Было: условно бесплатное школьное образование, включая группы продлённого дня в начальной школе, учебники в библиотеке.
Стало: многое в школе теперь оплачивают родители. Вот самые частые статьи расходов: платная продлёнка, закупка учебников, тетрадей, материалов для ИЗО и уроков технологии, сборы на охрану, пошив школьной формы, организация праздников, экскурсий, дополнительных лекций, покупка подарков для детей на дни рождения, украшение класса.
Платные завтраки и обеды
Было: бесплатные школьные завтраки и обеды.
Стало: вынесем в отдельный пункт, потому что это важно. Завтраки стали платными наполовину, а обеды существенно подорожали. Форма оплаты в разных школах разная — от специальных карточек, на которые родители кладут деньги, до квитанций и наличных.
Электронные дневники
Было: бумажный дневник, куда учитель выставлял оценки, одновременно вписывая их в школьный журнал. Впрочем, часто учителя, особенно в средней школе, не заполняли дневники сразу, а в конце четверти вклеивали бумажки с перечнем оценок по каждому предмету. Домашние задания в дневник ученик записывал сам.
Стало: электронный дневник, который можно посмотреть с компьютера или телефона. Инструмент родительского контроля над несамостоятельными отпрысками, позволяющий увидеть и отметки, и что задано на дом.
Гаджеты
Было: в начале 90-х — игра «Тетрис», в конце — тамагочи. Только на переменах и контрабандой.
Стало: у многих учеников с первого класса есть планшеты и неплохие телефоны со множеством функций. На них можно играть в разные игры и общаться в соцсетях. Своя культура общения в соцсетях сложилась у подростков, гармонично (или не очень) дополняя офлайн-тусовку на переменах и после уроков. Присутствие интернета в телефоне позволяет в нужный момент посмотреть или посчитать ответ на учебный вопрос. Во многих школах пользование гаджетами в учебное время запрещено, а на экзамены их нельзя даже приносить. Но будьте готовы к тому, что если ваш ребёнок пошёл в первый класс без смартфона в кармане, насмотревшись на одноклассников, дома он закатит вам истерику.
«Оказание образовательных услуг»
Было: школа считалась дополнением семьи в части воспитания, прививания различных навыков и ценностей, таких как умение сотрудничать и так далее. Школа также имела миссию «ликвидации безграмотности»: педагог считался неофициально ответственным за то, чтобы все его ученики получили как можно больше знаний.
Стало: современная школа занимается конкретно оказанием образовательных услуг. За результат этих услуг она не несёт никакой ответственности — ни формальной, ни «репутационной». Эта ответственность полностью возложена на ученика и его родителей. А потому ничего нельзя пускать на самотёк.
Подпишитесь на нас в социальных сетях