Цитата дня:
Как развить креативные способности ребенка
Редакция «Мел» поговорила с автором множества образовательных методик, специалистом по теории решения изобретательных задач в образовании (ТРИЗ), Анатолием Гином. ВОС публикует отрывок о том, как необходимо реформировать российскую образовательную систему и какие ошибки, допущенные родителями и педагогами, подавляют в ребенке креативные способности.
«Мир изменился: это новые дети, а их воспитывают по старинке» , «Мел»
Каким образом необходимо реформировать российскую образовательную систему?
К сожалению, простыми средствами — нет. Для таких преобразований нужна серьёзная политическая воля руководства и сознание глубины проблемы и её важности обществом. Приоритет номер один! Тогда можно надеяться. Но даже если завтра появится великолепная система образования, куда пойдут эти ученики? У нас по сравнению с развитыми странами очень мало рабочих мест, связанных с высокими технологиями. Значит, они будут искать себе место за пределами России.
В свое время я провел мини-опрос выпускников одного из ведущих ВУЗов, который работает на оборонку, и спрашивал, кто из них связывает свою жизнь с Россией. Результаты были очень огорчительными для нашей страны, половина из них думала о том, чтобы искать работу за рубежом. Стране в первую очередь нужна развитая современная промышленность, потому что именно она, сталкиваясь с какими-то проблемами, возлагает роль в решении этих задач науке. А наука, в свою очередь, — заказчик высокообразованных людей.
Государство, экономика — это единая система.
Дети, которые растут в такой стране, прекрасно понимают, что глупо тратить свое время на образование, а потом работать на низкооплачиваемой должности.
Мы можем сколько угодно произносить воспитательные мантры, но система ценностей детей формируется из очень многих источников, и, прежде всего, благодаря наблюдению за реальностью. И именно такое отношение к образованию в итоге формируется. Есть популярная точка зрения, что в индустриальном обществе одни люди созданы для физического труда, другие — для интеллектуального. Мы еще не перешли на следующую ступень и остались на уровне индустриального общества.
Да, мы остались в индустриальном обществе. Москва, безусловно, находится в индустриальной эре, но какие-то удаленные территории страны — еще в доиндустриальной. Поэтому Россия небольшими вкраплениями перешла в постиндустриальный период, но в основном это индустриальный и даже доиндустриальный век.
Какие наиболее важные и частые ошибки, которые подавляют в ребенке креативные способности, совершают родители?
Во-первых, не надо лишать детей риска. Как только родитель не дает ребенку рисковать и делать собственный выбор, он лишает его возможности взрослеть и превращаться в личность. Сколько трагедий развилось потому, что родители навязывали ребенку выбор, например, профессии.
Во-вторых, часто родители нарушают достоинство ребенка. Очень важно, чтобы он с детства понимал, что у него есть права, а не только обязанности, что он достойная личность. Это не значит, что детей нельзя наказывать, речь идет именно о недопустимости его унижения.
В-третьих, обычно ребенка растят по традиции. Родители даже не задумываются, что их растили так же. А мир уже колоссально изменился, это новые дети, а их воспитывают по старинке. Я уже не говорю про то, что самих родителей могли воспитывать совершенно неправильно.
Сегодня воспитание детей — это постоянное решение задач. Каждый ребенок индивидуален, бывают разные обстоятельства. И нужно пробовать, учиться, изучать ребенка и находить способы решения.
А какие ошибки совершаются в школе?
Их очень много. Система образования, которая была сделана под индустриальный век, не соответствует требованиям современного мира и калечит ребенка. Например, для всех детей тяжело, а для некоторых даже опасно сидеть ровно в течение всего урока. Сейчас слишком легко и безответственно диагностируют синдром дефицита внимания и пичкают таблетками.
С другой стороны, школы также лишают ребенка возможности риска. Тех, кто не хочет адаптироваться к этой системе, могут выгнать. И при этом все люди, которых я хорошо знаю лично как очень успешных и даже выдающихся, не смогли бы сейчас вписаться в рамки требований практически никаких уважаемых традиционных школ.
Ученики часто совсем не понимают, зачем им надо знать, например, закон Архимеда, если они могут прочитать об этом в гугле. И в этой ситуации ребенок может быть не прав, потому что знания работают, когда они в голове, а не в гугле, но с его субъективной точки зрения картина вырисовывается именно такая. Все это в итоге сильно бьет по мотивации учащихся.
Если вдуматься, то посади взрослого человека в комнату и в течение восьми часов несколько дней подряд рассказывай ему о том, что его не интересует, то, подозреваю, человек в итоге просто озвереет. А наши дети терпят это, идут на компромиссы.
Подпишитесь на нас в социальных сетях