Подпишитесь на нас в социальных сетях

закрыть
чат чат
свернуть развернуть
Ответить
через вконтакте
через фейсбук
через твиттер
через google

Авторизация подтверждает, что вы ознакомлены с
пользовательским соглашением

Вот такой текст отправится вам на стену, его можно редактировать:
с картинкой
Отправить
в Фейсбук в Вконтакте в Твиттер
31 мая
7556 0

Стихотворение дня

Авл Персий Флакк

Римский поэт Авл Персий Флакк (34-62) известен в первую очередь своей неоконченной книгой сатир. Он жестко критиковал «развращенную» римскую знать, сам же, придерживаясь стоической философии, вел праведный образ жизни. В первой сатире, построенной в форме диалога, Персий обращается к анонимному собеседнику, поднимая таким образом актуальные проблемы нравственности. С нее мы и начинаем неделю желчной поэзии.

7556 0

Сатира первая

 

О, заботы людей! О, сколько на свете пустого!
«Кто это станет читать?» — Вот это? Никто! — «Ты уверен?»
— Двое иль вовсе никто. — «Это скверно и жалко!» — Да
так ли?
Полидамант и троянки, боюся я что ль, Лабеона
Мне предпочтут? Пустяки! Зачем тебе следовать вкусам
Смутного Рима? Зачем стараться выравнивать стрелку
Ложных весов? Вне себя самого судьи не ищи ты.
Есть ли кто в Риме, чтоб он… ах, коль можно сказать бы!
Но можно,
Если на наши взглянуть седины, на жалкую нашу
Жизнь и на то, что теперь мы делаем, бросив орехи,
Корчим когда из себя мы дядюшек… Нет уж, простите!
Что же мне делать? Ведь я хохотун с селезенкою дерзкой!
Пишем теперь взаперти — кто стихами, кто вольною речью —
Выспренне так, что любой запыхался б и самый здоровый,
Это народу ведь все — причесанный, в новенькой тоге,
Точно в рожденье свое, с сардониксом на пальце, весь
в белом,
Сидя высоко, — читать ты будешь, проворное горло
Снадобьем жидким смочив, похотливо глядя и ломаясь.
Как непристойно дрожат при этом огромные Титы
С голосом сиплым, смотри, когда проникают им в чресла
Вирши и все их нутро стихом своим зыбким щекочут!
Снедь, старикашка, не ты ль для ушей чужих собираешь,
Хоть и готов закричать, из кожи вылезши: «Ну вас!»
Что же учиться, коль нет побужденья, коль, грудь
разорвавши,
К славе врожденная страсть найти исхода не сможет? —
Вот ты и бледен и дряхл. О нравы! Иль совершенно
Знанье твое ни к чему, коль не знает другой, что ты знаешь?
Но ведь приятно, коль пальцем покажут и шепчут все:
«Вот он!»
Иль, что диктуют тебя целой сотне кудрявых мальчишек,
Вздором считаешь?» — А вот за вином любопытствуют внуки
Ромула сытые, что расскажешь ты в дивной поэме.
Тут кто-нибудь, у кого на плечах лиловая хлена,
Косноязычно и в нос объявив о чем-нибудь затхлом,
Всяких Филлид, Гипсипил и поэтов слезливые басни
Цедит сквозь зубы, слова коверкая лепетом нежным.
Мужи довольны. Теперь не блажен ли такого поэта
Прах? и не легче ль плита его кости надгробная давит?
Гости в восторге. Теперь из тени его замогильной
И на холме у него, из его счастливого пепла
Не разрастутся ль цветы? — «Издеваешься ты, —
говорит он, —
И задираешь ты нос. Да кто ж не захочет народной
Славы себе и, сказав достойное кедра, оставить
Стихотворенья, каким ни макрель, ни ладан не страшны?»
Кто бы ты ни был, кого своим я противником вывел,
Честно тебе признаюсь, что когда я пишу и выходит
Что-то удачно, хотя у меня это редкая птица,
Все ж не боюсь похвалы, да и нервы мои не из рога;
Но отрицаю я то, что «чудесно» твое и «прелестно» —
Крайний сужденья предел. Встряхни-ка ты это «чудесно»:
Нету чего только в нем! Чемерицей опоенный Аттий
Здесь с «Илиадой» своей, эл_е_гийки здесь, что диктует
Наша незрелая знать, и все, что на ложах лимонных
Пишется лежа. Подать ты умеешь горячее вымя,
Да и клиенту дарить поношенный плащ, а при этом
«Правду люблю, — говоришь, — обо мне скажите мне
правду».
Как это можно?.. Сказать?.. Ведь вздор ты пишешь,
плешивый,
Хоть и отвисло твое непомерно надутое брюхо.
Янус, ты счастлив! Тебе трещать за спиною не станут
Аистом, длинных ушей не сделают ловкой рукою
И не покажут язык, как у пса с пересохшею глоткой!
Вы же, патрициев кровь, которым судьба присудила
Жить с затылком слепым, оглянитесь-ка вы на гримасы!
«Что говорят обо мне?» — Скажу тебе: то, что теперь лишь
Плавно стихи потекли и так, что по швам их и строгий
Ноготь пройдет, не застряв: «Он умеет так вытянуть строку,
Словно прищуривши глаз, по шнуру ее красному вывел.
Нравы ли надо громить, пиры ли царей, или роскошь, —
Выспренность мыслей дает поэту нашему Муза».
Вот мы и видим, как те выставляют геройские чувства,
Кто лишь по-гречески врал, описать не умеючи даже
Рощи иль похвалить деревенский уют: с коробами,
Свиньями и очагом, и Палильями, с дымом от сена —
Родину Рема, где был ты, сошник в борозде притуплявший,
Квинтий, дрожащей женой пред волами одет, как диктатор;
Плуг же домой тебе ликтор отнес. Превосходно поешь ты!
Есть, кого и теперь бородатый, что Вакх, и надутый
Акций влечет, и мила Пакувиева «Антиопа»,
Вся в бородавках, чье сердце в слезах опиралось на горе.
Видя, что сами отцы близорукие это вбивают
В голову детям, ужель об источнике спрашивать станешь
Нашей пустой болтовни и о том непотребстве, с которым
Прыгают так у тебя на скамьях безбородые франты?
Ну не позорно ль, что ты защитить седины не можешь,
Не пожелав услыхать тепловатое это «прекрасно»?
Педию скажут: «Ты вор». Что ж Педий? Кладет
преступленья
Он на весы антитез, и хвалят его за фигуры:
«Как хорошо!» — Хорошо? Хвостом ты, Ромул, виляешь?
Тронет ли пеньем меня потерпевший кораблекрушенье?
Асса ль дождется? Поешь, а портрет твой на судне разбитом
Вздел на плечо ты себе? Не придуманным ночь, —
правдивым
Будет плач у того, кто меня разжалобить хочет.
«Грубым размерам зато придали изящество, плавность:
Так научились стихи заключать: „в Берекинтии Аттис“,
Или: „Дельфин рассекал Нерея лазурное тело“,
Иль: „мы отторгли бедро у длинного Апеннина“.
„Брани и мужа пою“ не насыщенно что ль, не коряво,
Как застарелый сучок, засохший на пробковом дубе?» —
Нежное что ль нам читать, по-твоему, шейку склонивши?
«Мималлонейским рога наполнили грозные ревом,
И с головою тельца строптивого тут Бассарида
Мчится, и с нею спешит Менада, рысь погоняя
Тирсом. Вопят „Эвий, к нам!“, и ответное вторит им эхо».
Разве писали бы так, будь у нас хоть капелька старой
Жизненной силы отцов? Бессильно плавает это
Сверху слюны на губах, и Менада и Аттис — водица;
По столу этот поэт не стучит и ногтей не грызет он.
«Но для чего же, скажи, царапать нежные уши
Едкою правдою нам? Смотри, как бы знати пороги
Не охладели к тебе: рычит там из пасти собачья
Буква». — По мне, хоть сейчас пусть все окажется белым!
Я не мешаю. Ура! Все на свете идет превосходно!
Нравится? Ты говоришь: «Запрещаю я здесь оправляться!»
Парочку змей нарисуй: «Это место свято! Ступайте,
Юноши, дальше!» — Я прочь. Бичевал столицу Луцилий,
Муция, Лупа — и вот об них обломал себе зубы;
Всяких пороков друзей касается Флакк хитроумный,
Так что смеются они, и резвится у самого сердца,
Ловко умея народ поддевать и над ним насмехаться.
Мне же нельзя и шептать? хоть тайком, хоть в ямку какую?
Все же зарою я здесь. Я видел, я сам видел книжку,
Что у Мидаса-царя ослиные уши. И тайну
Эту и смеха тебе, пусть вздорного, ни за какую
Я «Илиаду» не дам. Ну, а ты, вдохновенный Кратином
Дерзким и над Евполидом и старцем бледнеющий славным,
Глянь-ка: пожалуй, и здесь ты услышишь созрелое нечто.
Пусть зажигается мной читатель с прочищенным ухом,
А не нахалы, кому над крепидами греков смеяться
Любо, и те, кто кривых обозвать способны кривыми.
Кто зазнается, кто горд италийского званьем эдила
И разбивал где-нибудь в Арретии ложные мерки;
Да и не тот, кто хитер издеваться над счетной доскою
Иль над фигурой на мелком песке и готов потешаться,
Ежели кинику рвет его бороду наглая девка.
Им я — Эдикт поутру, после полдника дам «Каллирою».

 

Пер. Ф.А. Петровского
Оригинал здесь 

30 мая
10097 0

Стихотворение дня
Хуана Инес де ла Крус

Мексиканка Хуана Инес де ла Крус (1651—1695) с детства отличалась незаурядными способностями. К восьми годам девочка успела прочесть всю домашнюю библиотеку и даже начала писать собственные стихи. Уже в 15 лет Хуану представили ко двору, и она стала первой фрейлиной королевы, после чего о девушке и ее творчестве узнал свет. Два года спустя она ушла в монастырь, объясняя это тем, что только там женщина может спокойно заниматься науками.

10097 0

***

 

Ужель, скажи, над разумом твоим 
победу злая ревность одержала? 
И от ее отравленного жала 
ты тягостным безумьем одержим? 

Ужель конец любви столь нестерпим, 
что ты возненавидел и начало? 
Но вспомни — ведь любовь не обещала 
тебе, что вечно будешь ты любим. 

Все скоропреходяще. И в бесстрастье 
жестоком все уносит жизни бег... 
Остановить его — не в нашей власти. 

Но, заблуждаясь горько, человек 
не верит в то, что и любовь и счастье 
даются лишь на время, не навек. 

 

Пер. И. Чежеговой

29 мая
7666 0

Стихотворение дня
Иван Дмитриев

Иван Дмитриев (1760-1837) — один из крупных представителей сентиментализма. Прославился своими сатирическими произведениями, а также баснями, которые считались образцом жанра, пока Крылов не взялся за перо. И, конечно, Дмитриев не мог обойти стороной вечную тему поэта и поэзии.

7666 0

Сонет

 

Однажды дома я весь вечер просидел.
От скуки книгу взял — и мне сонет открылся.
Такие ж я стихи сам сделать захотел.
Взяв лист, марать его без милости пустился.

Часов с полдюжины над приступом потел.
Но приступ труден был — и, сколько я ни рылся
В архиве головной, его там не нашел.
С досады я кряхтел, стучал ногой, сердился.

Я к Фебу сунулся с стишистою мольбой;
Мне Феб тотчас пропел на лире золотой:
«Сегодня я гостей к себе не принимаю».

Досадно было мне — а всё сонета нет.
«Так черт возьми сонет!» — сказал — и начинаю
Трагедию писать; и написал — сонет.

28 мая
11121 0

Стихотворение дня
Пауль Флеминг

Немецкий поэт и врач Пауль Флеминг (1609-1640) однажды побывал в России и уже никогда не мог забыть ее столицу, тем более, что именно здесь он повстречал свою возлюбленную. Переполненному эмоциями юноше оставалось только увековечить свои чувства в стихах.

11121 0

Москве

 

Град, русских городов владычица прехвальна
Великолепием, богатством, широтой!
Я башен злато зрю, но злато предо мной
Дешевле, нежель то, чем мысль моя печальна.

Мной зришься ты еще в своем прекрасней цвете;
В тебе оставил я что мне миляй всего,
Кто мне любезнее и сердца моего,
В тебе осталася прекраснейшая в свете.

Избранные места России главных чад,
Достойно я хвалю тебя, великий град,
Тебе примера нет в премногом сем народе!

Но хвален больше ты еще причиной сей,
Что ты жилище, град, возлюбленной моей,
В которой всё то есть, что лучшее в природе.

 

Пер. А. Сумарокова

27 мая
8952 0

Стихотворение дня
Жоашен дю Белле

Жоашен дю Белле (1522‒1560) существенно повлиял на развитие французской поэзии: способствовал появлению новых жанров и расширил границы литературного языка. Как и многие поэты эпохи Возрождения, он вдохновлялся Италией и работами Петрарки. Так и родились на свет его сонеты.

8952 0

Сонет LI

 

Не будем, милый друг, перечить злой фортуне:
Непрочны радости, нам их не удержать,
Но мы надеемся, мы ждем — и вот опять
Избыт удар судьбы, настигший накануне.

Искусный мореход, все зная о Нептуне,
Тревожится, пока ясна морская гладь:
Не лучше ль с бурями открыто враждовать,
Чем в чаянии бед вдаль вглядываться втуне? 

Удача делает из нас пустых глупцов —
Невзгоды учат, как распознавать лжецов;
Одна бесчестит нас, другие к нашей чести;

Удача льстит и лжет, нас исподволь губя,
Невзгоды нам велят познать самих себя
И дружбу истинную отличить от лести.

 

Пер. Е. Баевской

26 мая
8335 0

Стихотворение дня
Маттео Боярдо

В своем самом известном произведении — поэме «Влюбленный Роланд» — Маттео Боярдо (1441–1494) озаряет сердце популярного героя французского эпоса любовью, несмотря на то, что это шло вразрез с традиционным образом. Так за поэтом закрепилась слава певца любви, а стихи Боярдо считаются одними из лучших в лирике эпохи Возрождения.

8335 0

***

 

Я видел, как из моря вдалеке
Светило поднималось, озаряя
Морской простор от края и до края
И золотом сверкая на песке.

Я видел, как на утреннем цветке
Роса играла — россыпь золотая,
И роза, словно изнутри пылая,
Рождалась на колючем стебельке.

И видел я, с весенним встав рассветом,
Как склон травою первою порос
И как вокруг листва зазеленела.

И видел я красавицу с букетом
Едва успевших распуститься роз,
И все в то утро перед ней бледнело.

 

Пер. Е. Солоновича
Оригинал здесь

Черный ВОС

Дорогие читатели. Чтобы бороться с цензурой и ханжеством российского общества и отделить зерна от плевел, мы идем на очередной эксперимент и создаем хуторок свободы — «Черный ВОС». Здесь вас ждут мат, разврат, зависимости и отклонение от общепринятых норм. Доступ к бесстыдному контенту получат исключительные читатели. Помимо новой информации они смогут круглосуточно сидеть в чате, пользоваться секретными стикерами и получат звание боярина. Мы остаемся изданием о России, только теперь сможем рассказать и о самых темных ее сторонах.

Как попасть на «Черный ВОС»?

Инвайт получат друзья редакции, любимые читатели, те, кто поделится с нами своими секретами. Вы также можете оплатить подписку, но перед этим ознакомьтесь с правилами.

Оплатить

Если у вас есть какие-то проблемы с подпиской, не волнуйтесь, все будет. Это кратковременные технические трудности. По всем вопросам пишите на info@w-o-s.ru, мы обязательно ответим.

18+

Title

Text