вопрос дня:
За что сжигали ведьм в Средневековье?
В чем истинная причина охоты на ведьм? Отвечает доктор философских наук.
IGOR CHUBAROV
д. филос. н., ст.н.с. ИФ РАН, член редколлегии философского журнала «Логос»
Ключевым фактором чудовищных событий, которые мы знаем как «охоту на ведьм» в Западной и отчасти Восточной Европе первых трех веков Нового времени стала подменена фигура языческой ведуньи, знахарки, ворожеи, или чаровницы, ее христианским субститутом – дьявольской колдуньи, вампирши, или злой старухи, который определяет теперь любые наши представления о ведьмах.
Ниже мы приводим обобщенную схему этих представлений ― набор оснований для инквизиторских преследований, состоящий из 1) причинения вреда (в частности, кражи молока у коров); 2) полетов на метле; 3) шабашей на ведьминых горах; 4) сопровождаемых половыми контактами с демонами; 5) скрепленных договором с дьяволом. (Схема взята из: Dillinger, J. Hexen und Magie. Fr. am M.: Campus Verlag, 2007. S. 20.)
История юриспруденции до сих пор гордится, что в результате долгих реформ и послаблений оставила из подсудного для женщин только maleficium (!) ― и на том спасибо.
Основной научной добродетелью историко-культурного исследования «охоты на ведьм» считается выявление и разоблачение клише устной народной традиции и стереотипов массовой культуры. Перечислим здесь лишь самые общие из них: 1) ведьм уничтожали только в Европе и только христиане (что, разумеется, не верно), 2) преследовали только женщин-ведьм (хотя репрессировали и мужчин-колдунов), 3) «белые ведьмы» наследовали дохристианской природной религии, а образ «злой ведьмы» был результатом христианской враждебности к женскому и телесному (здесь смешаны две разные традиции); 4) вера в ведовство была неизменной в течении нескольких сотен лет (естественно, она подвергалась существенным трансформациям); 5) женщины преследовались преимущественно в качестве знахарок, собирательниц трав, акушерок и т.д., а не за «реальное» ведовство (здесь важно понимать, что первое было зачастую основанием для второго, но второе могло быть и чистым наветом, как и результатом защитной реакции со стороны преследуемой женщины-не-ведьмы); 6) образ ведьмы навязывался народу сверху ― государством и церковью, а интенсификация преследований напрямую зависела от усиления власти церкви (при том, что доносы чаще всего шли снизу); 7) в процессах о колдовстве не было оправдательных приговоров, а попавших под подозрение инквизиции, уже не оставляли в покое (исключения имели место); 8) ведьм отбирали исключительно по признакам рыжих волос, старости, одиночества и т. д. (набор виктимных признаков был шире и во многом случайным); 9) ведьм сжигали в основном живыми и прилюдно (напротив, женщин чаще заранее умерщвляли другими способами, часто тайно); 10) за обвинение в ведовстве были уничтожены несчетные «миллионы» женщин (точных данных до сих пор нет) (источники: М. Frenschkowski, Ж.-М. Салман и др.).
Религиозно неангажированные исследователи контекстуализуют «охоту на ведьм» в расширяющихся горизонтах социальной конфликтологии, теорий уничтожения, всякого рода дисциплинарных концепций и теорий кризиса, психологического изучения страхов, гипотез массового употребления наркотических веществ и т.п., приходя к компромиссной идее «совокупности ряда факторов» (W. Liebhart u.a. )
Другие ответы на сайте TheQuestion
Подпишитесь на нас в социальных сетях