Цитата дня:
О нарциссах-всезнайках
T&P перевели главу из книги американского психотерапевта и психоаналитика Джозефа Бурго «Нарцисс рядом с вами». ВОС цитирует отрывок о природе нарциссов-всезнаек на примере Стива Джоббса.
Природа занудства: кто такой нарцисс-всезнайка и как с ним справиться, T&P
У людей, которые тесно сотрудничали со Стивом Джобсом, был особый термин для его сверхъестественной способности навязывать другим свое мнение. Ссылаясь на один из первых эпизодов Star Trek, его коллеги по Apple называли это полем искажения реальности. Энди Херцфельд, член команды Macintosh, описывает его как «причудливую смесь харизматичной риторики, несгибаемой воли и стремления видоизменить любой факт, чтобы он соответствовал текущей цели». Согласно биографу Джобса Уолтеру Айзексону, Стив «утверждал что-то — будь то факт из мировой истории или имя человека, предложившего идею, — не задумываясь, как было на самом деле. Он намеренно игнорировал реальность». Джобсу было трудно признать, что у других членов его команды тоже бывают удачные идеи. Бад Триббл, тоже член команды Macintosh, сказал о нем: «Если вы расскажете ему о какой-то новой идее, он ответит, что она глупа. Но если она ему понравилась, ровно через неделю он вернется и предложит вам вашу же идею, как будто это ему она пришла в голову». Первосортный нарцисс-всезнайка, Джобс почти всегда был убежден, что знает больше любого из присутствующих. Он считал свой интеллект выдающимся, равным интеллекту Эйнштейна, и одновременно духовно просветленным как Ганди или гуру, с которыми он познакомился в Индии.
Люди для него были либо «просветленными», либо «козлами». Если человек попадал во вторую категорию, он относился к нему с презрением, издевался, называл тупицей, намеренно унижал перед коллегами. Джобс отличался «почти умышленным отсутствием такта» и не мог «устоять перед соблазном продемонстрировать свой яркий ум любому, кого считал хуже себя». Здесь мы наблюдаем присущую нарциссизму конфронтацию «победитель — побежденный». Джобс считал себя номером один и регулярно заставлял окружающих чувствовать себя проигравшими. Отлично передает эту динамику бывшая сотрудница Apple Джоанна Хоффман: «У него была странная способность угадывать, где ваше слабое место и что заставит вас почувствовать себя ничтожным. Это общая черта харизматичных людей, умеющих манипулировать людьми. Зная, что он может раздавить вас, вы слабеете, стараетесь заслужить его одобрение, чтобы он поставил вас на пьедестал и признал своим». Многие коллеги, хорошо знавшие Джобса, утверждают, что его характерной особенностью была потребность контролировать людей и все происходящее.
Как и другие крайние нарциссы, Джобс был убежден, что обычные правила его не касаются. Еще в школе стало ясно, что ему не близко стремление признавать чей-либо авторитет. Он пренебрегал правилами в общении с учителями; при этом родители никогда не наказывали и не ругали его. Став взрослым, он ездил на автомобиле без номерных знаков и пользовался парковочными местами, предназначенными для инвалидов. Однажды ему выписали штраф за езду со скоростью выше 160 км в час, и сотрудник полиции предупредил, что он попадет в тюрьму, если снова будет задержан за превышение скорости. Как только полицейский ушел, Джобс тут же разогнался до 160. Он презирал и правила человеческого общения: не появлялся на запланированных встречах или приходил без приглашения в дом к друзьям и ждал, что они накормят его ужином, звонил коллегам посреди ночи, чтобы обсудить какую-нибудь важную идею. Джобс был известен своим «дефицитом эмпатии», как выразился Айзексон. Пять лет он встречался, а затем жил с Тиной Редсе, которая рассказала Айзексону, «как это больно — любить такого эгоцентричного человека. Испытывать глубокую привязанность к тому, кто оказался не способным на привязанность, — это ад, который она никому бы не пожелала». Годы спустя она наткнулась на описание нарциссического расстройства личности в учебнике по психиатрии и решила, что это точь-в-точь описание Стива Джобса. Она сказала: «Я думаю, что проблема — в эмпатии: способность сопереживать отсутствует».
Дел Йокам, давний коллега Джобса, считает, что отсутствие эмпатии и «его стремление к полному контролю над всем, что он делает, — это прямое следствие того, что родители бросили его сразу после рождения». Джоан Шибле, биологическая мать Джобса, была аспиранткой, родители которой были против ее желания выйти замуж за мусульманина Абдулфаттаха Джандали, преподавателя из Сирии, несмотря на ее беременность. Под огромным давлением она отдала ребенка на усыновление (хотя позже все-таки вышла замуж за Джандали). Первая серьезная девушка Джобса, Крисанн Бреннан, говорит, что этот отказ будто наполнил Джобса «разбитым стеклом». Многие врачи и психологи теперь понимают, что формирование связи [между матерью и младенцем] начинается не при рождении, а еще в утробе матери, и продолжаются в течение послеродового периода. Когда эта естественная эволюция прерывается послеродовым разделением ребенка и биологической матери, ощущение брошенности и утраты сохраняются на бессознательном уровне, вызывая то, что я называю «первичной травмой».
Эта «первичная травма», нанесенная такой молодой психике, лежит в основе базового стыда. Из-за ранней травмы ребенок растет с ощущением, что что-то в его развитии пошло совершенно не так, а это часто приводит к формированию защитной парадигмы характера, примером которой был Стив Джобс. Неудивительно, что психоаналитик Отто Кернберг вносит усыновленных детей в список пяти групп особенно высокого риска с точки зрения развития нарциссического расстройства личности. Несмотря на неприятный характер и трудности с ощущением реальности, Стив Джобс после смерти остался героем для миллионов, которые считают его творческим гением, в значительной степени определившим нашу жизнь в окружении современных технологий. Судя по всему, мы готовы прощать нарциссу-всезнайке его претенциозность и отсутствие сопереживания при условии, что он предлагает нам что-то имеющее исключительную ценность.
Подпишитесь на нас в социальных сетях