Подпишитесь на нас в социальных сетях

закрыть
чат чат
свернуть развернуть
Ответить
через вконтакте
через фейсбук
через твиттер
через google

Авторизация подтверждает, что вы ознакомлены с
пользовательским соглашением

Вот такой текст отправится вам на стену, его можно редактировать:
с картинкой
Отправить
в Фейсбук в Вконтакте в Твиттер

«Семья»

<div class="nike-bg-branding-disable"></div> <style> .banner.x240x400 { display: none; } </style>

«Коль скоро вводится институт избираемого монарха, то надо мириться с тем, что появится двор, в нем будет своя камарилья, будут те, кто ближе к монарху, и те, кто дальше. Это неминуемо…»

Евгений Савостьянов, некогда заместитель руководителя администрации президента РФ


Вокруг фигуры Бориса Ельцина постепенно сформировалось то, что получило название «семья». В наибольшей степени «семья» напоминала монарший двор и формировалась по схожему принципу. Главным было умение общаться и дружить с нужными людьми, а также безоговорочное признание главенства Ельцина.

Принадлежность к «семье» была неформальной, а люди, имевшие скромные должности, могли пользоваться огромной властью. Так, например, начальник охраны Ельцина Александр Коржаков имел славу серого кардинала Кремля. В «семье» вовсю кипели придворные интриги, которые сводились к попыткам повлиять на отношение Ельцина, бывшего центром этой маленькой вселенной, либо напрямую, либо через особо приближенных в лице дочери Ельцина Татьяны Дьяченко (позже — Юмашева) или охранника Александра Коржакова.

В благородном имении ключевой фигурой может стать камердинер, который решает, кого и когда допустить до общения со знатным телом и что именно нашептать в знатные уши. Многие свидетели той эпохи пишут, что Коржакова и Дьяченко испортили примерно таким же образом — очереди государственных деятелей, выстраивавшихся на поклон, постепенно раздули из них фигуры неимоверной важности.

Систему отношений, сложившуюся в «семье», можно оценить по письму Коржакова председателю правительства Черномырдину относительно действий министра Шохина, который задумал страшное — отменить институт спецэкспортеров и обеспечить компаниям равный доступ к нефтепроводам: «Считаем целесообразным предложить вам поручить первому заместителю председателя правительства О. Сосковцу в рамках его полномочий по курированию топливо-энергетического комплекса создание комиссии для проведения экспертной оценки всех вышеприведенных распоряжений с точки зрения соответствия национальной стратегии в области нефтяной политики и укрепления экономики страны».

Татьяна Юмашева (справа)
25 апреля 2007 года
на похоронах Б. Н. Ельцина

источник фото


Предполагается, что Черномырдин обалдел настолько, что сам решил придать письмо гласности (опубликовано в «Известиях» в 1994 году).

В 1996 году, во время подготовки к президентским выборам, Коржаков задержал двух представителей предвыборного штаба (возглавляемого Чубайсом) с коробкой из-под ксерокса, набитой долларами. По утверждению Коржакова, предвыборный штаб тогда украл примерно столько же, сколько потратил, с чем он и пытался бороться. По утверждению Дьяченко, боролся он за власть в штабе. Как бы то ни было, придворную войну Коржаков проиграл с треском и был уволен, а Дьяченко затем выросла в целого советника по имиджу (официальная должность) с министерской зарплатой.

В результате всего этого Коржаков испытал то, что теперь называется баттхерт, и написал книгу «Борис Ельцин: от рассвета до заката», в которой разоблачил всех и вся. Содержание книги сводится к тому, что простой охранник — честь, совесть и ум эпохи — годами оберегал Бориса Николаевича от подлой придворной камарильи. Именно мемуары оскорбленного Коржакова остаются самым красочным бытописанием «семьи» времен высокого ельцинизма.

Важной особенностью «семьи» было то, что ее представители не только вместе управляли ядерной державой, но также вместе жили, отдыхали, развлекались, выпивали и выгуливали собак. Специально для Ельцина был выстроен элитный дом на Осенней улице. Этот дом и стал резиденцией «семьи» — попасть туда было заветной мечтой многих государственных деятелей. Коржаков описывает это так: «Как только наши соратники узнали, что президентский дом готов к заселению, ко мне стали приходить просители. Шахрай сказал, что ему кто-то постоянно угрожает, неизвестные личности третируют жену и она не может даже спокойно гулять с детьми. А детишки маленькие. <...> Потом от Гайдара пришли гонцы. На разведку. Вскоре на каком-то совещании Гайдар подошел ко мне сам и стал жалостливым голосом просить:

— Александр Васильевич, нельзя ли поговорить с Борисом Николаевичем и его уговорить? А то я живу на первом этаже, мне так опасно».

Не отставали и деятели культуры: «Нашим соседом по дому стал и писатель-сатирик Михаил Задорнов. Его дружба с Ельциным завязалась еще в Юрмале, во время отдыха. Миша умел развеселить Бориса Николаевича: потешно падал на корте, нарочно промахивался, острил. И вот так полушутя вошел в доверие. Он любил рассказывать президенту про своих родителей — как им нелегко жить в Прибалтике.

После отпуска мы продолжили парные теннисные встречи в Москве. И вдруг Задорнов потихонечку ко мне обратился:

— Саша, я узнал про новый дом. А у меня очень плохой район, в подъезде пьяницы туалет устроили. Этажом выше вообще алкоголик живет. Возьмите к себе.

Мы взяли. Спустя время в сатирической заметке Задорнов написал про этого алкоголика. Хотя над ним уже жил Ерин, и юмора, по крайней мере в нашем доме, никто не понял».

В итоге состав монаршего дома выглядел так: Ельцин, Коржаков, дочь Ельцина, Татьяна Дьяченко, премьер-министр Виктор Черномырдин, министр обороны Павел Грачев, шеф службы безопасности Михаил Барсуков, журналист Валентин Юмашев, теннисный тренер Ельцина Шамиль Тарпищев, мэр Москвы Юрий Лужков. Жили, как говорится, в тесноте да не в обиде: «В то время мы более раскованно общались, не стеснялись при случае подшутить друг над другом. Однажды я увидел, что Павел Грачев приобрел для новой квартиры диван поистине необъятных размеров. Он даже в дверь не пролезал. Пока солдаты его через лоджию на веревках затаскивали, немного порвали обшивку. Говорю Паше:

 — Посмотри, диван, наверное, в гараже несколько лет стоял, его мыши прогрызли.

Жена Грачева, Люба, мне за такой юмор чуть глаза не выцарапала».

Однако случались и скандалы: «У Юмашева жила овчарка по кличке Фил. Вот она очень ловко среди разбросанных вещей пробиралась. Фил этот, кстати, стал участником настоящей трагикомедии.

У Льва Суханова тоже был пес — Красс. Его Красс — родной брат моей собаки Берты. Они от одной матери, из одного помета. Умные, красивые немецкие овчарки. Так что мы с Сухановым своего рода "собачьи" родственники.

А Фил — более крупный на вид, к тому же злейший враг Красса. Эти псы сделали "кровными" врагами и своих хозяев: Юмашев и Суханов друг друга на дух не выносят.

Красс и Фил, если встречались на улице, обязательно злобно дрались. С Филом, как правило, гуляла жена Юмашева Ира. Он ее таскал на поводке, куда хотел.

Красса выводил на прогулку Лев Евгеньевич. В одной из собачьих потасовок Суханов не сдержался и сильно пнул Фила ногой в бок. У собак память получше, чем у людей. И вот однажды, возвращаясь с работы в хорошем настроении, Лев Евгеньевич решил наладить отношения с Филом, которого вывела на прогулку жена Юмашева.

— Ну что, Фил, когда же мы с тобой будем дружить, когда перестанем ругаться с Крассом? — назидательным тоном вопрошал Суханов, поглаживая собаку.

Она прижала уши, терпеливо выслушала примирительную речь и внезапно, молниеносным движением тяпнула оторопевшего помощника президента между ног, в самое интимное место. Ира с трудом оттащила пса, но Фил вырвался и укусил еще раз. Бедный Лев Евгеньевич упал, брюки быстро пропитались кровью. Жена Юмашева бегом отвела пса домой и на своей машине доставила пострадавшего в ЦКБ, благо больница эта в двух минутах езды от нашего дома.

Операция прошла успешно, но возмущение покусанного не утихало. Оказывается, Ира цинично сказала ему по дороге в больницу:

— Что вы так волнуетесь, Лев Евгеньевич? Вам детей уже не рожать.

Недели через две Суханова выписали, и он стал ходить по дому, собирая подписи под письмом против собаки Юмашева. Лев Евгеньевич призывал жильцов объединиться, чтобы выселить Валентина из президентского дома вместе с собакой, которая бросается на людей и откусывает у них самые ценные органы».

Где-то в перерывах между обсуждением диванов и откушенных тестикул вершились судьбы страны, делилось советское наследие.

Ожидаемой частью патрицианского быта были регулярные пиры и возлияния. Причем, если Борис Николаевич говорил пить — значит, надо было пить. На этом чуть не погорел Борис Немцов: «Начали произносить тосты за здоровье президента. Участники пира честно все рюмки выпивали до дна, и лишь Немцов тихонечко пригублял спиртное и ставил рюмку на стол. Он сидел в президиуме, а я сбоку. Я всегда старался расположиться так, чтобы видеть и шефа, и его окружение.

Я Грачеву намекнул:

— Наш юный друг даже за здоровье президента ничего не пьет. Ну-ка заведи его.

Паша кивнул:

— Понял.

Встал и очередной тост опять стал произносить за президента. Вдоволь нахвалив шефа, Грачев неожиданно изрек:

— Среди нас собрались некоторые товарищи, которые громче всех горлопанили, здорово шумели, изображали из себя миротворцев, а успехами своими обязаны только президенту. Борис Ефимович, почему же вы за президента не можете выпить до дна? Вы что, больной?

Немцов уже при упоминании "горлопанства" насторожился, а под конец речи Грачева перепугался, смутился. Он махом выпил рюмку до дна и тут же посмотрел на меня. Догадался, кто "настрополил" Павла Сергеевича. После этого он каждую выпитую рюмку мне показывал и вскоре сам начал нахально выступать, что, дескать, не все пьют, как положено».

Однако пить нужно было, соблюдая этикет, что подкосило карьеру Геннадия Бурбулиса: «Но в момент колебаний шефа — идти на выборы в паре с Бурбулисом или нет — Гена сам испортил себе карьеру. Он, как и семья Ельцина, жил в Архангельском. Однажды выпил лишнего и в присутствии женщин — Наины Иосифовны и Тани Дьяченко — во время тоста начал материться. Потом от спиртного Бурбулису сделалось дурно, и он, особо не стесняясь, отошел в угол комнаты и очистил желудок, а затем как ни в чем не бывало продолжил тост».

Борис Федоров, в 90-е работавший в правительстве, но так и не вошедший в «ближний круг», описывает его состав последних лет так («Пытаясь понять Россию», СПб, 2000): «Валентин Юмашев — сравнительно молодой, небольшого роста, скромно одетый человек. Из журналиста, писавшего мемуары Б. Ельцина, и партнера президента по теннису неожиданно для многих превратился в молчаливого и вечно застенчиво улыбающегося главу президентской администрации. Впоследствии его сменил на этой должности другой человек из структур Б. Березовского — Александр Волошин, так как сам Юмашев понял, что ему лучше держаться в тени. Влияния своего он не потерял и, судя по всему, до последнего времени входил в состав "семьи". Не думаю, что он серьезно разбирается в политических и экономических проблемах страны.

Александр Волошин — также сравнительно молодой человек с бледным, немного болезненным лицом. Лысиной и бородкой несколько напоминает В. Ленина или какого-нибудь революционера-народовольца. Много курит и слегка заикается. Неплохой экономист и аналитик. В прошлом работал в разных коммерческих структурах Б. Березовского — занимался вопросами различных финансовых операций. Тверд и решителен, готов идти на крайние меры. Вероятно, в определенном смысле являлся идеологом "семьи".

Роман Абрамович — совсем молодой бизнесмен, который начинал как талантливый "мальчик" при Б. Березовском. До последнего времени его мало кто знал не только в лицо, но и по фамилии. Сначала он представлял собой приставленного к "семье" человека с гитарой, но постепенно вырос в самостоятельную фигуру и даже в какой-то мере оттеснил Б. Березовского. Мне рассказывали, как несколько лет назад Б. Березовский проводил в одной нефтяной компании переговоры. В конце встречи он сказал, что оставшиеся технические вопросы будет решать "мальчик" Рома, который сейчас стоит в коридоре.

Теперь все изменилось. Р. Абрамович контролирует "Сибнефть", активно занимается различными коммерческими проектами и влияет на кадровую политику государства. Недавно он фактически купил себе место депутата Госдумы от Чукотки, завезя в это забытое богом место подарки, которые обещал раздать нищим местным жителям только после выборов (чтобы не нарушать закон, запрещающий подкуп избирателей). Разумеется, его дружно выбрали депутатом.

Совсем недавно членом "семьи" стали называть и молодого банкира Мамута, который также каким-то удивительным образом оказался в центре политических событий, хотя напрямую он вроде бы никакие крупные экономические структуры не контролирует и большой реальной экономической властью не располагает. Но, видимо, к его советам прислушиваются по каким-то иным соображениям.

Ну и, наконец, перейдем к главному олигарху России, которого наши средства массовой информации сделали воплощением зла, так что теперь что бы ни произошло в стране, все ищут след Бориса Березовского. Это человек лет пятидесяти, невысокого роста, лысеющий, несомненно проницательный и умный, способный одновременно просчитывать несколько вариантов развития событий и имеющий удивительную способность убеждать. Он выживает при любых обстоятельствах: его выгоняли из "Аэрофлота", вызывали в прокуратуру и даже пытались убить (при взрыве его машины погиб водитель, а сам он серьезно пострадал).

Начинал Березовский как скромный научный работник, потом занялся бизнесом, позднее — политикой. Борис Абрамович — единственный олигарх, который полюбил публичную политику больше бизнеса. Он даже подумывал о создании партии, а в 1999 году баллотировался в депутаты Госдумы от Карачаево-Черкессии и выиграл выборы. Он всегда стремился занять какую-нибудь государственную должность, лучше всего — пост вице-премьера по политике. В свое время он стал исполнительным секретарем СНГ, его полюбили лидеры разных стран бывшего СССР, и лишь сравнительно недавно Ельцин в гневе снял его с этой должности.

Березовский любит одновременно заниматься десятками проектов, он постоянно находится в состоянии гиперактивности. При этом вокруг него непрерывно возникают все новые и новые скандалы, помогающие ему удерживаться в центре общественного внимания. Умеет он и развлекаться — о замке на Ривьере, яхтах и длинноногих моделях тоже судачат немало. Непосредственно бизнесом, судя по всему, Березовский сейчас занимается сравнительно мало. В последний год шумиха вокруг имени Бориса Березовского стала заметно раздражать многих членов "семьи", и от него попытались дистанцироваться. Тем не менее, он продолжает играть важную политическую роль, хотя степень его влияния на Владимира Путина пока не ясна.

В конечном счете в узком составе "семьи" остались Дьяченко, Березовский, Абрамович, Мамут, Юмашев и Волошин. Именно эти люди на момент избрания нового президента составляли основной центр власти в России. Очень близко к ним стоит и Анатолий Чубайс, получивший за заслуги перед Кремлем РАО "ЕЭС". Примыкают к "семье" и министр средств массовой информации М. Лесин, а также железнодорожный министр Н. Аксененко. Все остальные важные в прошлом люди, включая бывших фаворитов, уже не играют в политике заметной роли».

Сейчас все эти люди живы, здоровы и неплохо себя чувствуют. Абрамовича больше никто не называет «мальчиком с гитарой». Банкир Мамут, помимо прочего, владеет «Живым журналом» и не на шутку увлекся урбанистикой, а Волошин, помимо прочего, входит в совет директоров «Яндекса». Чета Юмашевых может похвастаться половиной Imperia Tower, австрийским гражданством и дочкой, сосватанной за Олега Дерипаску. Некоторое время Татьяна Ельцина-Дьяченко-Юмашева вела блог на сайте Мамута — там можно почитать о том, какой предатель Коржаков и прочее эхо войны 20-летней давности. Исключением можно назвать разве что Бориса Березовского, добровольно ушедшего из жизни в преклонном возрасте посреди собственного особняка в пригороде Лондона.

{"width":100,"columns":12,"padding":0,"line":80}

Черный ВОС

Дорогие читатели. Чтобы бороться с цензурой и ханжеством российского общества и отделить зерна от плевел, мы идем на очередной эксперимент и создаем хуторок свободы — «Черный ВОС». Здесь вас ждут мат, разврат, зависимости и отклонение от общепринятых норм. Доступ к бесстыдному контенту получат исключительные читатели. Помимо новой информации они смогут круглосуточно сидеть в чате, пользоваться секретными стикерами и получат звание боярина. Мы остаемся изданием о России, только теперь сможем рассказать и о самых темных ее сторонах.

Как попасть на «Черный ВОС»?

Инвайт получат друзья редакции, любимые читатели, те, кто поделится с нами своими секретами. Вы также можете оплатить подписку, но перед этим ознакомьтесь с правилами.

Оплатить

Если у вас есть какие-то проблемы с подпиской, не волнуйтесь, все будет. Это кратковременные технические трудности. По всем вопросам пишите на info@w-o-s.ru, мы обязательно ответим.

18+